Создание будущего: ВШЭ и Сбер провели R&D-день по искусственному интеллекту
НИУ ВШЭ и Сбер организовали R&D-день (Research and Development), посвященный сотрудничеству в сфере разработки технологий искусственного интеллекта и промежуточным результатам работы университетского Исследовательского центра ИИ по проектам для Сбера. Участники встречи представили свои разработки, обсудили будущие совместные проекты и перспективы расширения взаимодействия университета и банка, а также то, как решить проблему «дефицита мозгов и железа».
Открывая встречу, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов отметил, что отношения Вышки и Сбера можно назвать дружескими. «Совместно мы активно участвуем в разработке технологий искусственного интеллекта. Для меня это история общих проектов и создания будущего», — сказал Никита Анисимов. Он обратил внимание, что Сбер является крупнейшим партнером Центра ИИ НИУ ВШЭ, созданного при поддержке правительства РФ в 2021 году.
Вице-президент — директор управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов подчеркнул, что успех центра R&D зависит от трех ключевых компонентов: компетентных специалистов, правильных инструментов (суперкомпьютеры, наставники, достаточный уровень финансирования) и умения создавать точки роста новых идей.
Рассказывая о совместной работе Сбера и Центра ИИ НИУ ВШЭ, Альберт Ефимов описал ее как удачный образец взаимодействия науки и бизнеса, благодаря которому Сбер получает инсайты в наукоемких сферах, где бывает трудно понять, как можно извлечь прикладную пользу.
Старший вице-президент Сбербанка Олег Ганеев отметил ускорение реализации новых технологических идей. «Я вспоминаю фразу: “То, что вчера было фантазией, сегодня — мечта, а завтра — практическое воплощение”. Скорость выхода идей в практику увеличивается, я желаю на этом пути выбирать правильный вектор, чтобы результативно использовать время и давать конкретный результат», — говорит он.
В 2022 году Центр ИИ НИУ ВШЭ успешно реализовал для Сбера 11 проектов в области NLP, выявления аномалий, применения генеративных диффузионных моделей и улучшения существующих решений. Например, был реализован проект бенчмаркинга для оценки качества работы языковых моделей.
Вице-президент — директор департамента развития искусственного интеллекта и машинного обучения Сбербанка Максим Еременко отметил, что диалог бизнеса и науки должен быть содержательным: «Чем больше прикладных вещей мы будем прокачивать, тем больший задел в стране мы сформируем».
Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра ИИ Дмитрий Ветров представил доклад об основных трендах генеративного моделирования, которые позволяют реконструировать трехмерные сцены по фото и видео, создавать генеративные модели объектов реального мира (изображения, звуки, тексты). Эти модели могут быть востребованы компаниями строительной и аграрной отраслей, фармацевтической и химической промышленности. Дмитрий Ветров отметил важность развития использования диффузных моделей для ускорения процессов моделирования. Трендом ближайших пяти лет, по его мнению, является подготовка специалистов, способных наладить эффективное общение с ИИ: киберпсихологов, киберфилософов, киберменеджеров и работников, обеспечивающих безопасность работы ИИ.
Заведующий Международной лабораторией стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных (HDI Lab) ФКН ВШЭ Алексей Наумов рассказал о технологиях обучения без подкрепления с помощью взаимодействия со средой.
Также на R&D-дне на демонстрационной сессии были представлены проекты в области развития и создания искусственного интеллекта для таких сфер, как промышленность, экология, геоаналитика, медицина, образование. И конечно, были продемонстрированы проекты, которые используют, улучшают или создают генеративные модели, модели обработки естественного языка и методы обучения с подкреплением.
«Мы считаем эти задачи стратегическими, помимо продолжения двусторонних дискуссий по прикладным задачам, мы организуем еще одну волну обсуждений, ориентируясь на стратегическое партнерство, подумаем о визионерских технологических направлениях. Хотел бы поблагодарить команду Сбера, пришедшую сегодня в Вышку, поскольку самое главное в рождении идей — это общение», — резюмировал первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Вам также может быть интересно:
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.