Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Проект «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» поддерживает инициативы сотрудников Высшей школы экономики, стремящихся использовать современные технологии для повышения качества образовательного процесса и научных исследований. Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Редизайн курса «Венчурный капитал» с помощью элементов ИИ
Александр Семенов, доцент Школы финансов факультета экономических наук, поделился опытом использования искусственного интеллекта для редизайна курса «Венчурный капитал». Одной из основных задач, решаемых с помощью ИИ, стало повышение информированности студентов о рынке финансовых инвестиций и инновационного бизнеса.
Александр Семенов
Для этого был разработан виртуальный ассистент на базе бота-психолога Анны, который взаимодействует со студентами, помогает отвечать на сложные вопросы и улучшать психологическую подготовку к взаимодействию с инвесторами. Использование ассистента позволило повысить качество подготовки студентов и предоставило новые инструменты для обсуждения психологических аспектов предпринимательства.
ИИ-симулякры для курса о фиджитал-искусстве
Евгения Евпак, стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, представила проект по внедрению ИИ-симулякров для курса о фиджитал-искусстве.
Евгения Евпак
Основная идея проекта заключалась в создании виртуальных аватаров исторических личностей, таких как Платон, Жан Бодрийяр и Вольфганг Амадей Моцарт, которые используются для образовательных диалогов со студентами. Эти аватары были созданы с помощью нейросетей Hedra и GigaChat, что позволило интегрировать элементы геймификации в образовательный процесс и получить интерактивную среду для изучения фиджитал-искусства и его теоретических основ. Такой подход не только позволит экономить время на создание обучающих видеоматериалов, но и сделает обучение более увлекательным для студентов.
ИИ-инструменты для обучения иностранным языкам
Наталья Ряпина, старший преподаватель департамента иностранных языков пермского кампуса НИУ ВШЭ, рассказала о своем опыте применения ИИ для обучения иностранным языкам.
Наталья Ряпина
Основной акцент был сделан на использовании мультимодальных ИИ-инструментов, таких как Gamma и EdrawMind, которые помогают адаптировать учебные материалы и улучшить их восприятие студентами. Генерация различных форматов контента (видео, аудио, текст) с помощью искусственного интеллекта удовлетворяет потребности учащихся с различными стилями обучения: они сильнее вовлекаются в образовательный процесс и глубже погружаются в материал.
Внедрение ИИ в образовательную деятельность
Ксения Фимина, старший преподаватель департамента прикладной математики НИУ ВШЭ, продемонстрировала, как искусственный интеллект может оптимизировать процесс создания образовательных материалов.
Ксения Фимина
В своей работе она использует такие ИИ-инструменты, как Narakeet и invideo AI, что позволяет сокращать время на создание видеоматериалов презентационного качества более чем в 10 раз. Инструменты ИИ предоставляют преподавателям широкий набор готовых шаблонов и идей для визуального представления лекционного материала, помогая делать образовательный процесс более наглядным и понятным для студентов. Также Ксения Фимина использует нейросетевые технологии в разработке цифрового помощника для врачей-исследователей в рамках проекта «Smart-Медицина».
Использование ИИ-технологий для изучения нарративной структуры текста
Маргарита Фабрикант, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Экспертного института, представила результаты исследования по применению инструментов ИИ для анализа эмоциональной тональности текста и изучения нарративной структуры.
Маргарита Фабрикант
В рамках проекта был использован анализ эмоциональной динамики на основе библиотеки NLTK для изучения древнего эпоса о Гильгамеше. Исследование выявило закономерности в эмоциональной структуре текста, подтвердив гипотезы о нарастании и снижении эмоциональной интенсивности в ключевые моменты нарратива. Проект Маргариты Фабрикант демонстрирует возможности применения ИИ-технологий для объективного анализа сложных текстов, что имеет большое значение для проведения гуманитарных исследований.
Программу повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» реализуют Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ и Корпоративная академия (ранее - Центр повышения квалификации) ВШЭ.
Вам также может быть интересно:
В Вышке создали собственную MLOps-платформу
Ученые НИУ ВШЭ создали MLOps-платформу SmartMLOps. Она предназначена для исследователей в области искусственного интеллекта, которые хотели бы превратить свое изобретение в полноценный сервис. В будущем на платформе могут быть развернуты ИИ-помощники для упрощения образовательного процесса, оказания медицинской помощи, консультирования и решения многих других задач. Создатели ИИ-технологий смогут получить готовый к работе сервис в течение считанных часов. На суперкомпьютере Вышки этот сервис может быть запущен в несколько кликов.
«От нашей общей работы зависит будущее»: что несет человечеству развитие ИИ
Какие перспективы и вызовы для человечества несет развитие технологий искусственного интеллекта? Как его используют ученые? Каким будет мир, где доминирует ИИ? Эти и другие темы обсудили эксперты на форсайт-сессии «Будущее исследований в сфере искусственного интеллекта», которая прошла в НИУ ВШЭ.
ИИ позволит точно моделировать производительность систем хранения данных
Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ разработали новый подход к моделированию систем хранения данных на основе генеративных моделей машинного обучения. Он позволяет с высокой точностью предсказывать ключевые характеристики работы таких систем при различных условиях. Результаты опубликованы в журнале IEEE Access.
ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений
Искусственный интеллект уже стал обыденностью для молодежи: как показал опрос, около 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в процессе обучения. Большая часть из них отметила, что он помогает им экономить время, при этом они проверяют сделанную ИИ работу. Результаты исследования были представлены на конференции по анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. В ее работе приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие эксперты Вышки.
Большинство студентов не верят, что ИИ сможет заменить их на работе
Большинство студентов считают, что ИИ не сможет заменить их на работе в ближайшие десять лет. Низким такой риск называют 27,2% респондентов, 41,5% — крайне маловероятным. Эти оценки были получены НИУ ВШЭ в ходе опроса 4200 студентов в 2025 году. Они приводятся в докладе «Эпоха больших языковых моделей: почему они все еще не профессионалы», подготовленном научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и старшим преподавателем кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Екатериной Кручинской. Доклад был представлен на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит с 15 по 18 апреля в НИУ ВШЭ.
Точный ИИ-оракул: какие тренды интересуют бизнес
Современные технологии ежедневно меняют мир, автоматизируя бизнес-процессы в различных отраслях. Специалисты НИУ ВШЭ представили масштабный опыт команды iFORA по реализации ИИ-проектов в интересах крупных компаний и органов власти.
Перспективы ИИ: математика машинного обучения в фокусе
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел выездной воркшоп «Математика машинного обучения». Здесь собрались ведущие ученые и специалисты НИУ ВШЭ в области машинного обучения, математики и статистики. В центре внимания исследователей оказались математические аспекты, лежащие в основе современных и наиболее перспективных направлений машинного обучения. Программа воркшопа включала мини-курсы, практические работы, доклады и круглый стол, посвященный перспективам развития ИИ в России.
Внедрение искусственного интеллекта в организации: какие эффекты отмечают сотрудники
45% организаций, которые занимались внедрением ИИ в работу, заявили о повышении производительности труда в результате его использования. Об этом говорится в исследовании «Внедрение ИИ в работу организаций: чем обусловлена вариация эффектов на труд?». Исследование проведено директором Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анной Демьяновой и стажером-исследователем центра Дарьей Талакаускас. Оно было презентовано на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXV ЯМНК), проходящей в НИУ ВШЭ с 15 по 18 апреля.
«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа
ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».
В Вышке стартовали открытые семинары «ИИ в индустрии»
Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ запустил цикл открытых семинаров. Встречи посвящены актуальным вопросам внедрения искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Семинары проводятся еженедельно в 18:00 в кампусе на Покровском бульваре. Для участников также предусмотрена онлайн-трансляция.