Корпорациям будет нужно все меньше людей, зато в науке перспектив все больше
12 февраля состоялось награждение победителей очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Они могли не только получить заслуженные призы, но и задать острые вопросы почти всему руководству университета, присутствовавшему на церемонии. Мы отобрали пять вопросов, ответы на которые будут интересны тем, кто занимается наукой в Вышке и не только.
Перспективно ли заниматься наукой в России?
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ: Да, перспективно, поскольку сейчас происходят большие сдвиги на рынке труда. Традиционно Вышка — это университет, который более, чем любой другой университет в России, ориентирован на коммерческий сектор. Но этот сектор постепенно заполняется кадрами. Кроме того, идет цифровая адаптация, в том числе корпоративного управления, а это значит, что сокращаются управленческие этажи внутри корпораций, там становится меньше мест. Значит, большему числу выпускников нужно будет рисковать — идти в реальный бизнес, во фриланс. Или идти в исследования.
Сектор исследований высшего образования постепенно растет, в этом году уровень заработков в нем дойдет до двукратной зарплаты в среднем по экономике. Думаю, лет через пять, собравшись на такую же встречу, мы уже не будем задаваться вопросом о перспективах научной профессии в России. Она будет прилично оплачиваться, потому что в противном случае наши научные кадры просто уйдут на мировой рынок.
Вредит ли погоня за международными рейтингами качеству образования?
Сергей Рощин, проректор: Мы часто находимся в плену мифов, и это, на мой взгляд, один из них. Подтверждений ему нет — есть глубокая убежденность людей, которые в него верят. Логическая цепочка тут, вероятно, такая: университет ориентируется на показатели, важные для рейтингов, в частности, по академической продуктивности и публикациям, и из-за этого коллектив университета меньше времени начинает уделять преподаванию, и его качество ухудшается. Но давайте выстроим и другие логические цепочки.
Что дает университету позиционирование в международных рейтингах? Оно делает его заметным для окружающего академического и образовательного сообщества. Если мы становимся заметны, то мы становимся и более интересны. Во-первых, для сильных абитуриентов и студентов — для них это один из сигналов, почему поступать нужно именно к нам. Университет без сильных студентов существовать не может. Во-вторых, мы становимся интереснее и для сильных преподавателей. Вышка одной из первых в России начала программу привлечения преподавателей с международного рынка, у нас работают уже сотни коллег из самых разных стран, нанятые подобным образом. Это тоже работает на качество образования.
Да, для части коллег преподавание отходит на второй план по сравнению с исследованиями. Но возможность общения студентов с преподавателями, которые делают интересную, сильную науку, никуда не исчезает. Вы можете у них учиться, выбирать для себя этот путь, в партнерстве с ними достигать научных результатов.
Нужны ли лекции в университете?
Сергей Рощин, проректор: Вопрос нужно ставить по-другому: нужны ли те лекции, которые могут быть переведены в иную форму — учебники, массовые онлайн-курсы (МООС) и проч.? Лекция плоха тогда, когда материал, который на ней дает преподаватель, легко берется без него. Сейчас на лекции бессмысленно просто делиться знанием — вы его можете получить, нажав кнопку, быстрее, чем преподаватель произнесет фразу на эту тему. Но в этом есть и очень большая ловушка: знаний так много, что по этому океану трудно плавать, не имея карт и лоцманов. Так вот лекции должны выполнять роль «коучинга». Задача преподавателя — расставить приоритеты, показать, что в этом море информации является более важным, задать студентам направление движения. В этом ценность лекции, поэтому отменять их как формат занятий вряд ли стоит.
Онлайн-университет: зло или благо?
Игорь Чириков, проректор: Могу рассказать про небольшой эксперимент, который мы недавно проводили в трех университетах. Там один из обычных курсов был заменен на онлайн-курс на платформе «Открытое образование», и студентов случайным образом распределили по трем трекам: одни слушали традиционный курс с обычными преподавателями, вторые смотрели лекции на онлайн-платформе, но посещали очные семинары, третьи полностью изучали этот курс в режиме онлайн. А в конце все они сдали экзамен. Были разные гипотезы относительно результатов экзамена: кто-то считал, что «онлайн»-студенты сдадут его хуже, кто-то, наоборот, думал, что лучше. Первые результаты, которые мы получили, говорят о том, что статистически значимой разницы нет. Конечно, важно учитывать контекст этого конкретного исследования, его результаты нельзя экстраполировать на все онлайн-курсы, но очевидно, что мы не можем игнорировать новые технологии. Важно находить те форматы, в которых они будут наиболее эффективны, в том числе для студентов.
В XIX веке в Йельском университете студенты протестовали, когда преподаватель впервые стал писать формулы мелом на доске. Они требовали даже уволить этого преподавателя, потому что эта практика, на их взгляд, обесценивала процесс запоминания и устного изложения материала. Это пример одной крайности. А другая крайность — эта вера в то, что с помощью новых технологий получится решить все образовательные проблемы. Не получится.
Может ли наука быть «студенческой»?
Леонид Гохберг, первый проректор: Вряд ли, если мы говорим о научных журналах, бывают журналы «для маленьких», для студентов, и «для больших» — профессоров. Если в России будет продолжаться история со «студенческими» и платными журналами, то их судьба будет печальной. Нужно конкурировать за место в сильных научных журналах, и эта задача вполне выполнима и для опытных ученых, и для начинающих. Вышка предлагает различные сервисы, например, по академическому письму, которые помогут вам в этом.
Мария Юдкевич, проректор: Действительно, студенческих научных журналов в том виде, в каком они встречаются в России, в мире почти нет. Но есть другое. В первой половине XX века студенты факультета права Чикагского университета создали свой журнал. Он теперь входит в тройку лучших журналов по юриспруденции. То есть студенты смогли создать такой журнал, публиковаться в котором мечтают ведущие профессора юридических факультетов мира — при том, что всю редакционную работу ведут сами студенты, они рецензируют статьи, они отказывают профессорам. Если у кого-то из студентов Вышки есть идея, как собственными силами создать журнал, который бы конкурировал во «взрослом» научном пространстве, то напишите мне — встретимся, поговорим и, может быть, запустим такой журнал.
Полный фоторепортаж смотрите по ссылке.
Гохберг Леонид Маркович
Первый проректор ВШЭ
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Шесть представителей НИУ ВШЭ прошли в полуфинал конкурса «Знание.Лектор»
В этом году Высшая школа экономики стала площадкой для проведения очного регионального тура Всероссийского конкурса «Знание.Лектор» в Москве и Московской области, а ректор университета Никита Анисимов стал наставником по тематике «Педагогика, образование и наставничество».
Стали известны победители конкурса предсказаний нобелевских лауреатов по экономике
Факультет экономических наук ВШЭ подвел итоги традиционного конкурса предсказаний. ФЭН проводит его ежегодно накануне Нобелевской недели. В этом году конкурс вновь привлек участников из разных регионов России и стран мира. А один из них — Габриэль Гонсалес, студент последнего года обучения в департаменте математики и эконометрики Лондонской школы экономики (LSE) — сумел предсказать всех трех лауреатов премии по экономике 2024 года: Дарона Аджемоглу, Джеймса Робинсона и Саймона Джонсона.
Стартовал Конкурс научно-исследовательских работ студентов — НИРС-2024
К участию в конкурсе приглашаются студенты, а также выпускники 2024 года российских и зарубежных вузов. НИРС — это возможность получить экспертную оценку своей исследовательской работы, признание в научном сообществе, а еще сделать первые шаги в академической карьере. Подать заявку можно до 15 октября. Итоги будут подведены в конце декабря 2024 года.
Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса
В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.
Специальные призы для участников международного конкурса WOWMOSCOW
Школа дизайна НИУ ВШЭ предоставляет специальные призы для участников международного конкурса видеороликов о городах WOWMOSCOW.
Вышка и московский Комитет по туризму проводят международный конкурс видеороликов о городах
Школа дизайна НИУ ВШЭ и столичный Комитет по туризму приглашают молодых режиссёров, аниматоров, операторов и других авторов, работающих с видео, к участию в международном конкурсе коротких видеороликов о городах. Конкурс организован на платформе Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития креативных индустрий «Креативный город» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».
Работы на фотоконкурс «Природа и климат» принимаются до конца августа
Факультет географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ стал одним из организаторов фотоконкурса «Природа и климат», задача которого — показать красоту природы и ее взаимосвязи с климатом, а также современные подходы к изучению природных экосистем и их роли в регулировании климата. Конкурс открыт для всех желающих, лучшие работы будут представлены в сентябре на фотовыставке, приуроченной к 5-летнему юбилею факультета.
Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями
Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.
Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом
Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.
В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.