• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корпорациям будет нужно все меньше людей, зато в науке перспектив все больше

12 февраля состоялось награждение победителей очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Они могли не только получить заслуженные призы, но и задать острые вопросы почти всему руководству университета, присутствовавшему на церемонии. Мы отобрали пять вопросов, ответы на которые будут интересны тем, кто занимается наукой в Вышке и не только.

Перспективно ли заниматься наукой в России?

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ: Да, перспективно, поскольку сейчас происходят большие сдвиги на рынке труда. Традиционно Вышка — это университет, который более, чем любой другой университет в России, ориентирован на коммерческий сектор. Но этот сектор постепенно заполняется кадрами. Кроме того, идет цифровая адаптация, в том числе корпоративного управления, а это значит, что сокращаются управленческие этажи внутри корпораций, там становится меньше мест. Значит, большему числу выпускников нужно будет рисковать — идти в реальный бизнес, во фриланс. Или идти в исследования.

Сектор исследований высшего образования постепенно растет, в этом году уровень заработков в нем дойдет до двукратной зарплаты в среднем по экономике. Думаю, лет через пять, собравшись на такую же встречу, мы уже не будем задаваться вопросом о перспективах научной профессии в России. Она будет прилично оплачиваться, потому что в противном случае наши научные кадры просто уйдут на мировой рынок.

Вредит ли погоня за международными рейтингами качеству образования?

Сергей Рощин, проректор: Мы часто находимся в плену мифов, и это, на мой взгляд, один из них. Подтверждений ему нет — есть глубокая убежденность людей, которые в него верят. Логическая цепочка тут, вероятно, такая: университет ориентируется на показатели, важные для рейтингов, в частности, по академической продуктивности и публикациям, и из-за этого коллектив университета меньше времени начинает уделять преподаванию, и его качество ухудшается. Но давайте выстроим и другие логические цепочки.

Что дает университету позиционирование в международных рейтингах? Оно делает его заметным для окружающего академического и образовательного сообщества. Если мы становимся заметны, то мы становимся и более интересны. Во-первых, для сильных абитуриентов и студентов — для них это один из сигналов, почему поступать нужно именно к нам. Университет без сильных студентов существовать не может. Во-вторых, мы становимся интереснее и для сильных преподавателей. Вышка одной из первых в России начала программу привлечения преподавателей с международного рынка, у нас работают уже сотни коллег из самых разных стран, нанятые подобным образом. Это тоже работает на качество образования.

Да, для части коллег преподавание отходит на второй план по сравнению с исследованиями. Но возможность общения студентов с преподавателями, которые делают интересную, сильную науку, никуда не исчезает. Вы можете у них учиться, выбирать для себя этот путь, в партнерстве с ними достигать научных результатов.

Нужны ли лекции в университете?

Сергей Рощин, проректор: Вопрос нужно ставить по-другому: нужны ли те лекции, которые могут быть переведены в иную форму — учебники, массовые онлайн-курсы (МООС) и проч.? Лекция плоха тогда, когда материал, который на ней дает преподаватель, легко берется без него. Сейчас на лекции бессмысленно просто делиться знанием — вы его можете получить, нажав кнопку, быстрее, чем преподаватель произнесет фразу на эту тему. Но в этом есть и очень большая ловушка: знаний так много, что по этому океану трудно плавать, не имея карт и лоцманов. Так вот лекции должны выполнять роль «коучинга». Задача преподавателя — расставить приоритеты, показать, что в этом море информации является более важным, задать студентам направление движения. В этом ценность лекции, поэтому отменять их как формат занятий вряд ли стоит.

Онлайн-университет: зло или благо?

Игорь Чириков, проректор: Могу рассказать про небольшой эксперимент, который мы недавно проводили в трех университетах. Там один из обычных курсов был заменен на онлайн-курс на платформе «Открытое образование», и студентов случайным образом распределили по трем трекам: одни слушали традиционный курс с обычными преподавателями, вторые смотрели лекции на онлайн-платформе, но посещали очные семинары, третьи полностью изучали этот курс в режиме онлайн. А в конце все они сдали экзамен. Были разные гипотезы относительно результатов экзамена: кто-то считал, что «онлайн»-студенты сдадут его хуже, кто-то, наоборот, думал, что лучше. Первые результаты, которые мы получили, говорят о том, что статистически значимой разницы нет. Конечно, важно учитывать контекст этого конкретного исследования, его результаты нельзя экстраполировать на все онлайн-курсы, но очевидно, что мы не можем игнорировать новые технологии. Важно находить те форматы, в которых они будут наиболее эффективны, в том числе для студентов.

В XIX веке в Йельском университете студенты протестовали, когда преподаватель впервые стал писать формулы мелом на доске. Они требовали даже уволить этого преподавателя, потому что эта практика, на их взгляд, обесценивала процесс запоминания и устного изложения материала. Это пример одной крайности. А другая крайность — эта вера в то, что с помощью новых технологий получится решить все образовательные проблемы. Не получится.

Может ли наука быть «студенческой»?

Леонид Гохберг, первый проректор: Вряд ли, если мы говорим о научных журналах, бывают журналы «для маленьких», для студентов, и «для больших» — профессоров. Если в России будет продолжаться история со «студенческими» и платными журналами, то их судьба будет печальной. Нужно конкурировать за место в сильных научных журналах, и эта задача вполне выполнима и для опытных ученых, и для начинающих. Вышка предлагает различные сервисы, например, по академическому письму, которые помогут вам в этом.

Мария Юдкевич, проректор: Действительно, студенческих научных журналов в том виде, в каком они встречаются в России, в мире почти нет. Но есть другое. В первой половине XX века студенты факультета права Чикагского университета создали свой журнал. Он теперь входит в тройку лучших журналов по юриспруденции. То есть студенты смогли создать такой журнал, публиковаться в котором мечтают ведущие профессора юридических факультетов мира — при том, что всю редакционную работу ведут сами студенты, они рецензируют статьи, они отказывают профессорам. Если у кого-то из студентов Вышки есть идея, как собственными силами создать журнал, который бы конкурировал во «взрослом» научном пространстве, то напишите мне — встретимся, поговорим и, может быть, запустим такой журнал.

Полный фоторепортаж смотрите по ссылке.

Вам также может быть интересно:

Шесть представителей НИУ ВШЭ прошли в полуфинал конкурса «Знание.Лектор»

В этом году Высшая школа экономики стала площадкой для проведения очного регионального тура Всероссийского конкурса «Знание.Лектор» в Москве и Московской области, а ректор университета Никита Анисимов стал наставником по тематике «Педагогика, образование и наставничество».

Стали известны победители конкурса предсказаний нобелевских лауреатов по экономике

Факультет экономических наук ВШЭ подвел итоги традиционного конкурса предсказаний. ФЭН проводит его ежегодно накануне Нобелевской недели. В этом году конкурс вновь привлек участников из разных регионов России и стран мира. А один из них — Габриэль Гонсалес, студент последнего года обучения в департаменте математики и эконометрики Лондонской школы экономики (LSE) — сумел предсказать всех трех лауреатов премии по экономике 2024 года: Дарона Аджемоглу, Джеймса Робинсона и Саймона Джонсона.

Стартовал Конкурс научно-исследовательских работ студентов — НИРС-2024

К участию в конкурсе приглашаются студенты, а также выпускники 2024 года российских и зарубежных вузов. НИРС — это возможность получить экспертную оценку своей исследовательской работы, признание в научном сообществе, а еще сделать первые шаги в академической карьере. Подать заявку можно до 15 октября. Итоги будут подведены в конце декабря 2024 года.

Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса

В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.

Специальные призы для участников международного конкурса WOWMOSCOW

Школа дизайна НИУ ВШЭ предоставляет специальные призы для участников международного конкурса видеороликов о городах WOWMOSCOW.

Вышка и московский Комитет по туризму проводят международный конкурс видеороликов о городах

Школа дизайна НИУ ВШЭ и столичный Комитет по туризму приглашают молодых режиссёров, аниматоров, операторов и других авторов, работающих с видео, к участию в международном конкурсе коротких видеороликов о городах. Конкурс организован на платформе Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития креативных индустрий «Креативный город» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».

Работы на фотоконкурс «Природа и климат» принимаются до конца августа

Факультет географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ стал одним из организаторов фотоконкурса «Природа и климат», задача которого — показать красоту природы и ее взаимосвязи с климатом, а также современные подходы к изучению природных экосистем и их роли в регулировании климата. Конкурс открыт для всех желающих, лучшие работы будут представлены в сентябре на фотовыставке, приуроченной к 5-летнему юбилею факультета.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.