В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России
В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.
Программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» реализуется впервые. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE), играющего важную роль в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ. Этот опыт было решено распространить на внешних слушателей.
Программа рассчитана на две недели (первая неделя — очные занятия, вторая — консультации онлайн и самостоятельная работа) и реализуется в формате мастерских.
В рамках очной части четыре ведущих преподавателя НИУ ВШЭ провели занятия по тем аспектам развития педагогического мастерства, в которых они являются признанными специалистами. Мастерская директора по развитию преподавательского мастерства Андрея Дементьева была посвящена подходам к проектированию учебного курса, руководителя Центра образовательных технологий Международного института экономики и финансов Наталии Колядиной — формирующему и итоговому оцениванию, доцента департамента психологии факультета социальных наук Миланы Хачатуровой — командной и групповой работе студентов, доцента департамента образовательных программ Института образования Марии Лытаевой — проектированию курсов в смешанном формате.
Кроме того, в программу вошли три лекции: первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев рассказал о современном кризисе в преподавании, профессор департамента образовательных программ Института образования Елена Чернобай — о педагогическом дизайне, доцент департамента организационного поведения и УЧР Высшей школы бизнеса Ольга Зеленова — о стратегиях обучения глазами студентов.
«За пять дней мы постарались дать слушателям как можно больше нового, провокативного знания, чтобы, вернувшись в свои университеты, они его осмыслили и обсудили с коллегами на кафедрах. Сейчас они под руководством наставников готовятся к итоговой аттестации — работают над презентациями обновленных версий своих учебных курсов. На защите им предстоит показать, какие изменения они внесли в свои курсы благодаря нашей программе, или обосновать отсутствие необходимости таких изменений», — поясняет директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.
Изначально программа была рассчитана на вузовских преподавателей, представляющих разные дисциплинарные поля, и они действительно составили костяк группы. Представлены Амурский госуниверситет, Сибирский государственный медицинский университет (Томск), Сибирский государственный университет водного транспорта (Новосибирск), УрФУ, СПбГЭУ и другие вузы. Кроме того, программа вызвала интерес и у представителей общего и дополнительного образования — среди слушателей есть преподаватели частных школ и образовательных центров.
«Мы честно предупреждали, что наша экспертиза лежит в области высшего образования, но поучиться у наших мастеров изъявили желание также те, кто работает с детьми и подростками, преподает на курсах для взрослых. Для нас это было неожиданностью, но они хорошо вписались в группу, обменивались опытом с коллегами из высшей школы. Все-таки общее, высшее и дополнительное образование — это сообщающиеся сосуды, и проблемы, вызовы, с которыми сталкиваются преподаватели, во многом похожи», — говорит Оксана Черненко.
Никита Шультайс — основатель и преподаватель Центра дистанционного обучения Shultais Education (Калининград), в котором обучают взрослых людей программированию, верстке и работе с базами данных. На курсы в Москву он прилетел вместе с супругой, которая тоже учится в НИУ ВШЭ, но на другой программе, посвященной бизнес-консультированию, и на прошлой неделе у нее также были очные занятия.
«У меня базовое педагогическое образование, но это не означает, что я не должен развиваться как педагог, — размышляет Никита Шультайс. — Так что отслеживаю интересные программы повышения квалификации и, если вижу, что они могут быть мне полезны, иду учиться. На этот раз мне было особенно интересно узнать о лучших практиках организации групповой работы студентов, о том, как сделать ее не очень затратной для преподавателей и максимально эффективной. Планирую запускать групповую работу в онлайн-формате на наших курсах, включая тот, который веду сам».
Доцент Сибирского государственного медицинского университета Светлана Камалова преподает основы фармацевтической биотехнологии. По ее мнению, одна из сложностей преподавательского ремесла заключается в том, что всегда есть соблазн учить так, как когда-то учили тебя. Но времена меняются, приходят новые поколения студентов, и преподаватель должен не просто быть в курсе современных трендов, но также владеть современными педагогическими технологиями.
«Мне понравилось, как организована работа со студентами в Вышке, — рассказывает Светлана Камалова. — У вас четыре модуля вместо двух семестров, десятибалльная система оценки. Есть такое понятие, как «накоп» — оценка работы студента в течение одного или нескольких модулей, и в нашем университете можно попробовать его внедрить. По итогам повышения квалификации я переформатирую свой курс — буду увеличивать число интересных заданий, внедрять неожиданные для студентов форматы освоения материала».
Больше всего Светлане понравилась мастерская Марии Лытаевой, которая состоялась в последний день очной части программы. «Это был взрыв мозга, переформатирование в принципе всего. До этого четыре дня накапливалась информация, я не успевала ее структурировать, а когда пришла Мария Александровна, сразу удалось разложить все по полочкам. Она еще раз акцентировала внимание на том, как правильно строить учебный курс, что такое таксономия Блума и как в соответствии с ней планировать занятия, формулировать темы, какие методы контроля использовать», — отметила она.
У Екатерины Агаларовой, доцента Ставропольского государственного аграрного университета, 23 года педагогического стажа, она преподает маркетинг. По ее оценке, в течение всех этих лет ее дисциплина претерпевала большие изменения, так что постоянное повышение квалификации по определению необходимо. На курсы в Вышку Екатерина Агаларова (как, впрочем, практически все слушатели программы) поехала, получив одобрение руководства своего университета, и по возвращении пообещала поделиться полученными знаниями с коллегами.
«Программа получилась очень гармоничной, и возникало ощущение, что ее реализуют в Вышке уже много лет, — считает она. — Каждый мастер или лектор занял в ней свое место. Каждый день давал новый инсайт. Один из курсов, который я читаю, — “Маркетинг проектов развития сельских территорий”, его слушатели — магистранты, действующие муниципальные управленцы, и, например, таксономию Блума я буду использовать при формировании заданий для них. Вообще же обучение в Вышке побуждает задуматься о переформатировании всех моих курсов — и для людей с опытом работы, и для бакалавров».
Виктория Виниченко, завкафедрой экономики транспорта и финансов Сибирского государственного университета водного транспорта, также преподает и студентам, и взрослым людям — управленцам. «Мне важно сохранять высокий уровень преподавания — держать руку на пульсе, иметь широкий спектр педагогических инструментов и в нужный момент применять те, которые востребованы у конкретной аудитории. В Вышке нам дали именно такие инструменты», — считает она.
Один из популярных сегодня инструментов — искусственный интеллект, которому были посвящены занятия в мастерской Андрея Дементьева. «Он приоткрыл завесу — рассказал, как изменится преподавание через несколько лет, и поделился лайфхаками, которые можно использовать уже сегодня. Например, можно предложить студентам запросить у ChatGPT тот или иной текст, чтобы они в дальнейшем его доработали. И это будет не заимствование, а использование искусственного интеллекта в учебных целях», — рассказывает Виктория Виниченко.
По ее мнению, сам факт обучения преподавателя в Вышке на специальных курсах будет способствовать повышению доверия к нему со стороны любой аудитории, будь то первокурсники или производственники со стажем.
Многие слушатели уже сейчас задумываются о возвращении в Вышку. Светлана Камалова даже выбрала конкретный курс ДПО, который ей необходим, — «Руководитель образовательной программы», а Екатерина Агаларова присматривается к магистерским программам в области управления образованием.
По оценке Оксаны Черненко, первый опыт реализации программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» был успешным, интерес к ней оказался высоким, и аналогичную программу в формате мастерской планируется запустить в октябре 2024 года. С учетом накопленного опыта и продолжающихся изменений в высшем образовании содержание будет обновлено — в частности, планируется акцентировать внимание на применении в преподавании искусственного интеллекта.
Галина Можаева, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ
Для нас очень важно делиться с коллегами из других университетов, продвигать накопленный в Вышке образовательный опыт через ДПО. Стажировки по программе «Университетское партнерство», обучение в Институте образования в Москве и Кочубей-центре Питерской Вышки, а теперь еще и успешный дебют на открытом рынке программы внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» способствуют развитию партнерских связей с университетами и продвижению НИУ ВШЭ как лидера университетского ДПО в России.
Вам также может быть интересно:
Проект Teach4HSE впервые поделится опытом с внешними слушателями
Продолжается набор на новую двухнедельную программу повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» для преподавателей российских вузов, которая стартует 29 января. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE). Рассказываем об итогах его реализации в уходящем 2023 году и о его роли в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ поможет коллегам из российских вузов повысить качество преподавательской работы
29 января в Высшей школе экономики стартует новая программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» в формате мастерской. Ее слушателями могут стать вузовские преподаватели, заинтересованные в повышении качества своей профессиональной деятельности. Программа разработана с учетом семилетнего опыта реализации проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», рассчитана на две недели и состоит из двух частей — очной и дистанционной.
«Говорить просто о сложном»: Вадим Радаев рассказал, как удерживать внимание аудитории
В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев поделился с преподавателями университета педагогическими находками. Основываясь на своем опыте, опыте своих учителей и беседах с коллегами, он ответил на вопросы о различных аспектах удержания внимания студенческой аудитории и привел примеры эффективных приемов и техник.
«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»
Проект Teach for HSE в рамках своего традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» организовал открытую лекцию первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов». На лекции Вадим Радаев разъяснил, почему растет давление на преподавателей со стороны студентов по поводу оценок, охарактеризовал перспективы борьбы университета с инфляцией оценок и рассказал о принципах, на которые следует опираться при оценивании.
«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»
В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.
Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации
Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».
В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»
В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.
«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE
Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.
Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании
В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.
Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE
В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.