Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие
Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Пленарное заседание «Экосистема воспитания: многообразие подходов и единство ценностей» открыл его модератор, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев. Он подчеркнул, что в России началось построение новой системы воспитания. Он предложил обсудить ключевые задачи и направления воспитания. «Хотелось бы, чтобы разговор был живым: если воспитывать под диктовку, это гарантированный провал», — обратился к он участникам дискуссии.
Начальник Департамента проектов и программ в сфере воспитания детей и юношества Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Ирина Плещева отметила: в воспитании важен личный пример взрослых, пользующихся уважением детей и подростков. При этом важно учитывать особенности нынешних детей, в том числе их вовлечение в цифровую среду и открытость миру. Ирина Плещева также обратила внимание на умение нынешних детей использовать неформальные инструменты получения знаний, их склонность к риску.
Она подчеркнула важность использования энергии детей и подростков, умения педагогов творчески использовать материалы для внеурочной работы. В последние годы государство обратило больше внимания на воспитательный элемент образования, в частности, в школах появились профильные советники директоров и уроки «Разговор о важном», получившие, по данным социологических опросов, высокую оценку школьников, родителей и самих педагогов.
Школьникам важно обсудить отношения в коллективе и семье, найти свое место в обществе, отметила Ирина Плещева. Она предложила приглашать в школы состоявшихся выпускников, способных рассказать, как они стали профессионалами. Важным элементом воспитания, на ее взгляд, является формирование специальных пространств в школах, при этом их соавторами должны быть сами дети.
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул: урбанистический форум построен вокруг человека и его потребностей, поскольку город без людей невозможен. Он рассказал, что примерами в его детстве были бабушка и дедушка, работавшие школьными учителями. Каждый эпизод взаимодействия с молодым человеком становится элементом его воспитания. «Как ты и с каким выражением лица к нему подошел и поздоровался или прошел мимо и не поздоровался — это тоже участие в воспитании. Мы должны понимать и принимать свою ответственность», — считает ректор НИУ ВШЭ.
Воспитание, полагает он, неотделимо от жизни. Система образования, по мнению Никиты Анисимова, предполагает не только обучение, но и формирование человека для прекрасного города Москвы и замечательной страны России. «От того, как мы построим человека, во многом зависит их будущее», — сказал ректор ВШЭ.
Он подчеркнул: экосистема образования и воспитания требует бережного обращения, важно не повредить ее. Он сравнил ее с природными экосистемами, где неумышленная небрежность, например поездка на квадроцикле по тундре, может привести к тяжелым последствиям.
Никита Анисимов сообщил: недавний опрос в университете показал высокий запрос студентов на самореализацию через действие. Он подчеркнул, что созданный по поручению президента модуль «Обучение служением» позволит отойти от привычного классно-урочного формата. В ходе него молодой человек реализует важные для страны проекты. «Это не дополнительное образование, а жизнь как служение обществу», — подчеркнул ректор.
Важно, чтобы запрос на социально значимое действие был реализован молодежью при поддержке наставников. Никита Анисимов рассказал о проекте «Открываем Россию заново», который реализуется вместе с платформой «Россия — страна возможностей». Студенты в каникулы восстанавливали храмы в глубинке, готовили туристические маршруты для регионов. «Они так проводят свои летние каникулы, они себя вкладывают в нашу страну», — отметил ректор НИУ ВШЭ. «Открываем Россию заново» — это пример взаимодействия, «которое мы называем воспитанием». Ректор также сообщил, что группа студентов Вышки стажируется в правительстве в рамках проекта «ГосВышка». Они хотят применить свои знания и навыки на госслужбе, встречаются с менторами, стремятся вложиться в госслужбу. Сейчас совместные инициативы Вышке предлагают многие НКО, ректорат изучает их, так как различные проекты развития профессиональных навыков и создания команд единомышленников важны для университета, поскольку формируют образование через действие. «И это действие мы должны всячески поддерживать и профессионально направлять», — подытожил Никита Анисимов.
Отвечая на вопрос модератора о наиболее впечатляющем личном примере педагога, ректор НИУ ВШЭ рассказал о доме пионеров в Донецке, где юные радиолюбители, несмотря на тяжелую обстановку в городе, регулярно посещают студию, поддерживают ее в рабочем состоянии и регулярно связываются со своим преподавателем, находящимся на линии фронта.
Руководитель Департамента образования и науки города Москвы Александр Молотков подчеркнул, что в работе в столице приходится учитывать многонациональное и поликонфессиональное население города, специфику отдельных районов, влияющую на особенности воспитательной работы. «Город большой, живой, он очень активно развивается. Есть огромный выбор, куда пойти, чем заняться и с кем встретиться. Здесь есть и свой вызов», — сказал Александр Молотков. Он сообщил, что в электронном дневнике есть календарь событий, помогающий детям, родителям и учителям правильно ориентироваться в происходящем в городе. Однако обилие событий и высокая конкуренция в столице создает определенные проблемы, в том числе риск одиночества в большом городе. Важно также воспитать в детях готовность к принятию решений, ответственности за них.
«Москва — современный и высокотехнологичный город. Решения, которые мы будем предлагать для воспитания горожан и граждан, не должны быть кондовыми, они должны соответствовать столице, должны быть, если хотите, модными», — сказал Александр Молотков. При этом при разработке воспитательных инициатив следует учитывать мнение самих детей и семей. «Если мы будем подходить с шаблонными решениями, вряд ли что-то хорошее получится. Если говорить о воспитании, это, наверное, самое сложная и важная тема, поскольку она касается души ребенка, что сложнее всего сформировать. Никакой репетитор здесь не поможет. Это долгая и кропотливая работа», — подчеркнул руководитель Департамента образования Москвы.
В этой работе, уверен Александр Молотков, важно избежать профанации и одновременно предубеждения к молодежи, уверенности в ее гражданской незрелости. Эти представления распространены с незапамятных времен, отметил Молотков, подтвердив это цитатами из древнегреческих авторов.
Ректор РАНХиГС, руководитель платформы «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров подчеркнул: измерить эффективность воспитания — очень сложная задача, один из возможных вариантов — восприятие человеком своих возможностей для самореализации. По данным социологов, с момента начала работы платформы доля считающих, что они могут самореализоваться в профессии и общественной жизни, выросла с 37% в 2017 году до 81% в 2023 году.
«Это во многом результат работы учителей, директоров школ и тех, кто общается с молодежью», — считает Комиссаров.
Также серия конкурсов показала: люди, которых считали индивидуалистами и карьеристами, стремятся помогать другим, что ярко проявилось в период пандемии и гуманитарных акций последних лет. «Это неизмеримая оценка воспитания, когда люди стремятся приносить пользу городу, району и людям вокруг», — считает ректор РАНХиГС.
В завершение сессии Антон Молев поблагодарил участников за содержательные и неравнодушные выступления.
Отвечая на вопросы журналистов после сессии, Никита Анисимов отметил важность проведения форума. «Мы показываем стране и всему миру, как динамично и разумно развивается наша столица», — сказал ректор НИУ ВШЭ. Он подчеркнул важность передачи опыта работы столичной системы образования в регионы. «Через школы, через университеты, через систему дополнительного образования созданы широкие возможности развития, которые сконцентрированы вокруг человека и показаны на форуме», — подытожил Никита Анисимов.
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.