• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не просто мессенджер: разработка чат-бота для помощи студентам в обучении

Не просто мессенджер: разработка чат-бота для помощи студентам в обучении

© Высшая школа экономики

Созданный экспертами Института образования НИУ ВШЭ чат-бот позволяет студентам автоматизировать процесс саморегулируемого обучения и управлять своей вовлеченностью. Новая разработка может быть использована в смешанном и онлайн-обучении и доработана под конкретные дисциплины и курсы.

Стратегический проект НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» (реализуется по программе «Приоритет 2030») провел объединенный семинар. Научные сотрудники Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Ксения Адамович и стажер-исследователь лаборатории Максим Бойцов представили доклад «Отключаем автопилот: разработка чат-бота для поддержки саморегулируемого обучения».

Евгений Терентьев

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев подчеркнул важность разработки технологических решений и инструментов, доступных для самостоятельного применения педагогами и обучающимися, позволяющих укрепить способности человека, его психическое и физическое здоровье и возможности на рынке труда.

Анастасия Капуза

Докладчик, Анастасия Капуза, пояснила: саморегуляция предполагает, что обучающийся контролирует обработку информации, выполнение заданий, их качество и получение новых знаний сам. В открытой образовательной среде, особенно в высшем образовании, существенного надзора преподавателей и родителей нет и большинство решений относительно организации своего обучения принимают сами студенты. Однако не все они ведут конспекты, заметки, распределяют свою активность, хотя хорошая регуляция — один из важных факторов успешности обучения. Саморегулируемое обучение (SRL) предполагает процесс, при котором студенты ставят цели, отслеживают их достижение и затем оценивают результаты.

Оно предполагает планирование целей, деятельность по их достижению и самооценку: получилось ли запланированное для формирования следующего цикла. SRL наиболее эффективно, если применяется во всех фазах обучения, поддержка саморегуляции в единственном сегменте дает слабый результат, а исключение одного из них снижает эффективность. Поэтому важно поддерживать саморегуляцию с помощью технологий, особенно в онлайн-обучении.

Самый простой метод формирования саморегулирующейся среды — теоретическая подготовка, объясняющая техники самоконтроля в обучении, но в таком случае неясно, уяснил ли студент прочитанное и готов ли он применить новые методы.

© Высшая школа экономики

Более сложна технология промптов, сообщений, всплывающих в почте и мессенджерах в период обучения, которые используются для достижения конкретных целей, но не дают возможности обратной связи. Наиболее трудоемкий вариант — создание чат-ботов и виртуальных помощников с применением ИИ, помогающих решать проблемы обучающихся и преподавателей и дающих обратную связь.  

«Мы решили создать онлайн-помощника, доступного и простого в обращении», — пояснила Анастасия Капуза.

После анализа литературы был создан алгоритм, построена бета-версия чат-бота в Telegram, апробированная на протяжении семинедельного курса с участием 55 студентов. Затем был проведен анализ активностей и результатов на основе интервью работавших с программой и не применявших ее.

Ксения Адамович

Содокладчик, Ксения Адамович, уточнила: разработчикам телеграм-бота было важно протестировать, в какой последовательности студенты получают скрипты, как они лучше воспринимают отдельные решения, кнопки, ссылки, задачи и виртуальные клавиатуры, как они выглядят на разных устройствах. Изучалось, как один и тот же скрипт воспринимается при разных способах получения информации и разной последовательности их применения. Например, скрипт постановки цели содержал вариант немедленной постановки задачи и ее откладывание на определенный срок, причем студенту объяснялась важность своевременного целеполагания. Скрипт обратной связи позволял обучающемуся ответить, понял ли он пройденный на лекции или семинаре материал, пригодится ли он и в чем студент видит недостатки занятия.

Максим Бойцов

Максим Бойцов пояснил, что активность обучающихся изучалась пять недель во время курса и две недели спустя. В первые четыре недели чат-ботом пользовались около половины студентов, причем в первые две недели наиболее активно применялись инструменты знакомства с программой, часть обучающихся отказались взаимодействовать с ней. Продолжившие применение использовали ее для постановки целей и — несколько реже — для их оценки и обратной связи. В последнюю неделю курса активность снизилась, больше всего ботом пользовались для обратной связи и оценки результатов. 

Затем разработчики проинтервьюировали несколько пользователей, чтобы понять, как они воспринимали свой опыт взаимодействия с чат-ботом. Обнаружилось, что одна из ключевых проблем — техническая. Например, часть студентов не реагировали на сообщения, поскольку из-за разницы во времени сообщения приходили ночью или рано утром. Также выяснилась важность правильной «упаковки» материала, а в целом благодаря популярности Telegram чат-бот признали удачной идеей.

Анастасия Капуза подчеркнула важность апробации, стремление авторов подойти к новому методу не как к научной работе, а как к продукту. По ее мнению, эксперимент подтвердил первоначальную гипотезу докладчиков о сложности разработки инструментов для поддержки SRL, необходимость гибкой настройки бота для разных часовых поясов. Она также упомянула, что исследование пока было проведено на одном курсе обучавшихся по программе ДПО, заинтересованных в результате.

Антон Заграничный

Дискуссант, научный сотрудник Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Антон Заграничный, отметил: обучавшиеся участники программы уже перешли к образовательной среде открытого типа, а пришедшие в бот уже имели достаточно высокие навыки саморегуляции. Поэтому разработанный докладчиками бот регулирует планирование у имеющих соответствующие навыки, но если допустить, что есть студенты с низкими компетенциями в области саморегуляции и целеполагания, то можно рассматривать чат-бот как элемент их формирования или укрепления. Он предложил дополнить чат-бот детальными инструкциями и примерами качественных целей, поскольку, по данным некоторых исследований, у части студентов есть проблемы с целеполаганием и есть запрос на обучение навыкам саморегулирования.

Он назвал полезным добавление в функционал чат-бота накопление и анализ результатов обучения, что позволило бы трансформировать его в инструмент индивидуализации образования и развития востребованных навыков. По мнению дискуссанта, лучшее понимание результата повысит и качество постановки целей. Такое развитие чат-бота позволило бы представлять его как инструмент улучшения саморегуляции. «Мне кажется, у проекта большое и прекрасное будущее», — подытожил Антон Заграничный.

© Высшая школа экономики

Второй дискуссант, методист-консультант «Яндекс Плюс» Александра Ковалевская, отметила, что студенты — очень лояльная аудитория, но с ними сложно выйти на контакт из-за их загрузки и возрастных особенностей: они могут даже забыть конспект дома. В этой ситуации сбор информации — уже успех, на который можно опираться. По ее мнению, важно, что докладчики оперативно реагировали на проблемы и решали их, исправляя недочеты алгоритмов.

Александра Ковалевская обратила внимание на возможное исследование мессенджеров и других инструментов, используемых студентами для коммуникации и формулировки целей и задач. Это, полагает она, облегчит разработку удобных для них методов поддержки саморегулирования. Для уточнения результатов важно расширить выборку использовавших чат-бот за счет студентов технических и естественных специальностей и проведения большего числа глубинных интервью.

© Высшая школа экономики

Анастасия Капуза, отвечая на вопросы дискуссантов, отметила: докладчики рассматривали чат-бот как элемент саморегулируемой среды. По ее мнению, в чат-боте важна возможность взаимодействия и формирования соответствующей модели. Ее совершенствование потребует времени.

Ксения Адамович добавила, что саморегуляция — тонкий инструмент, которым владеют не все даже взрослые люди, поэтому применение чат-бота само по себе не решит проблему целеполагания. По ее мнению, важно расширить его функционал, настроить обратную связь, чтобы не перегрузить студентов, но при этом расширить и укрепить их соответствующие навыки.

Диана Ахмеджанова

Научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Диана Ахмеджанова поинтересовалась, чем чат-бот в текущем исполнении отличается от учителя, который выдает задания и не оставляет пространства для саморегуляции.

Анастасия Капуза пояснила, что, в отличие от учителя, который приходит и дает задание прочитать, например, до завтра 5 страниц, чат-бот — инструмент реализации своих целей, он не заставляет студента выполнять определенные задания.

По словам докладчика, некоторые участники эксперимента ставили цели очень узко — прийти на пару, загрузить домашнее задание, — что не помогало. «Важно, не заваливая формулировками целей, научиться эффективно достигать их», — сказала она.

Дмитрий Коптюбенко

Директор по порталу НИУ ВШЭ Дмитрий Коптюбенко поинтересовался планами внедрения и применения бота. 

Евгений Терентьев уточнил, кого докладчики видят возможными потребителями нового продукта.

Анастасия Капуза пояснила: исследовательская часть проекта недавно завершена, сейчас обсуждается вопрос, как можно дорабатывать его под конкретный курс. Авторы зарегистрировали чат-бот как РИД и хотели бы подготовить продукт, востребованный учреждениями дополнительного образования, школами и вузами, поскольку невосприятие информации стало проблемой, особенно в онлайн-образовании.

По мнению Максима Бойцова, для выявления потенциальных потребителей нового продукта и его вариантов необходимо дополнительное маркетинговое исследование.

В обсуждении доклада также участвовали старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Юлия Корешникова и младший научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анна Горбунова.

В завершение семинара Евгений Терентьев подчеркнул важность доработки исследования, создания на его базе продукта, востребованного на рынке образования.

Вам также может быть интересно:

Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров

Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.