• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи ВШЭ выяснили, что реформы системы образования повысили эффективность работы вузов

Исследователи ВШЭ выяснили, что реформы системы образования повысили эффективность работы вузов

© iStock

По данным исследования, проведенного учеными факультета экономических наук и Института образования НИУ ВШЭ, количество научных статей, опубликованных исследовательскими университетами в международных журналах за последние 8 лет, выросло в 3 раза. Кроме того, углубилась специализация вузов. Так, отраслевые университеты (медицинские, педагогические, технические и другие) в 2 раза чаще принимают студентов на целевые места. Исследование опубликовано в журнале Vocation, Technology & Education.

Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Анна Панова и сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Виктория Слепых проанализировали данные 485 государственных вузов России за период с 2015 по 2023 год, чтобы выяснить результативность реформ системы образования, которые проводятся в стране. На основе Мониторинга эффективности образовательных организаций Министерства науки и высшего образования РФ, сведений о качестве приема абитуриентов по данным ЕГЭ и информации о трудоустройстве и заработной плате выпускников авторы изучили динамику эффективности высшего образования и сравнили вузы между собой.

Выяснилось, что образовательные реформы существенно повысили эффективность университетов и углубили их специализацию. Больших успехов добились исследовательские университеты. В эту группу попало 35 вузов — как непосредственно со статусом НИУ (ВШЭ, МФТИ, МИФИ и другие), так и университеты с особым статусом (МГУ, СПбГУ). Их публикационная активность в международных базах данных с 2015 года возросла почти в 3 раза — до 95 статей в базах Scopus на 100 преподавателей. Исследовательские университеты привлекают самых сильных абитуриентов: их баллы ЕГЭ в среднем на 5–6 единиц выше, чем у абитуриентов вузов других групп. Кроме того, вузы этой группы чаще других привлекают дополнительные инвестиции: объем их внебюджетных средств вырос более чем в 2 раза.

Анна Панова

«Одной из ключевых причин этого является эффект Матфея — механизм, при котором успехи университетов накапливаются и усиливают их лидерство. Исследовательские университеты обладают рядом преимуществ, которые делают их привлекательными для лучших абитуриентов и обеспечивают конкурентоспособность их выпускников. Они смогли создать исследовательскую инфраструктуру, привлечь талантливых исследователей. Это стимулирует поступать лучших абитуриентов, которые затем добиваются карьерных успехов, повышая репутацию вуза, что, в свою очередь, позволяет привлечь новых талантливых абитуриентов. То есть успех исследовательских университетов в разных направлениях — это в том числе самоподдерживающийся процесс», — комментирует Анна Панова.

Отраслевые вузы — самая многочисленная группа университетов в стране, в которую входит 354 учебных заведения. Это медицинские, педагогические, технические вузы (ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, МПГУ, МАИ и другие). Отраслевые вузы публикуют лишь 14 статей в международных журналах на 100 преподавателей, почти в 7 раз меньше НИУ. Они фокусируются на публикациях в российских журналах (287 публикаций на 100 преподавателей), что отражает ограниченные ресурсы для международной активности. Вместе с тем такие университеты занимают второе место по качеству приема с 70 средними баллами ЕГЭ у абитуриентов.

Именно отраслевые университеты лучше справляются с подготовкой кадров для индустрии: около 10% студентов поступают на целевые места. В других вузах этот показатель ниже почти в 2 раза. При этом в некоторых отраслях, например в медицине, по целевому набору поступает до 28% студентов. Выпускникам отраслевых вузов проще найти работу, но самые высокие зарплаты — у выпускников исследовательских университетов.

Федеральные и опорные университеты (УрФУ, ДВФУ, ВГТУ и другие) в целом справляются с укреплением региональных экономик и развитием науки. С 2015 года их публикационная активность в международных журналах выросла почти в 3 раза, они публикуют до 50 статей на 100 сотрудников. По качеству набора федеральные и опорные вузы лишь немного уступают отраслевым. Порядка 5% абитуриентов поступают на целевые места, и у вузов этой категории в среднем больше всего договоров с организациями по подготовке специалистов.

Виктория Слепых

Авторы отметили, что за последние годы эффективность образовательной системы существенно выросла, реформы принесли свои плоды. Продолжающаяся трансформация направлена на подстройку системы под требования рынка. 

«Университеты активно вовлечены в конкуренцию с учреждениями, предоставляющими дополнительное и профессиональное образование, развивают собственные программы в этих сферах. Например, они открывают онлайн-курсы и гибкие образовательные программы, что позволяет им конкурировать с другими образовательными организациями. Внедрение программ непрерывного обучения помогает выпускникам регулярно повышать квалификацию и адаптироваться к изменениям на рынке труда. Можно предположить, что эффект Матфея также проявляется в этом процессе: университеты, открывающие СПО, получают конкурентные преимущества, привлекая абитуриентов, которые в ином случае могли бы выбрать другие формы образования. Это усиливает позиции вузов в системе подготовки кадров и расширяет их влияние на образовательный рынок», — отмечают авторы.

Вам также может быть интересно:

Не просто мессенджер: разработка чат-бота для помощи студентам в обучении

Созданный экспертами Института образования НИУ ВШЭ чат-бот позволяет студентам автоматизировать процесс саморегулируемого обучения и управлять своей вовлеченностью. Новая разработка может быть использована в смешанном и онлайн-обучении и доработана под конкретные дисциплины и курсы.

Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров

Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.