На программе «Философия лидерства» НИУ ВШЭ будут формировать новую управленческую элиту
В Высшей школе экономики начинается набор на программу «Мастер в области общественного и государственного управления “Философия лидерства”». Она рассчитана на федеральных и региональных управленцев среднего и высшего звена, работающих прежде всего в образовании, а также в культуре и социальной сфере.
Срок обучения — с ноября 2022-го по июнь 2023 года, четырехдневные очные сессии проводятся раз месяц в Москве и Санкт-Петербурге. Выпускники получат дипломы о профессиональной переподготовке. Чему научат слушателей программы, рассказывает ее академический директор, руководитель школы философии и культурологии НИУ ВШЭ Анастасия Углева.
— Анастасия Валерьевна, программы для профессионалов, посвященные лидерству, реализуют, как правило, подразделения университетов, ориентированные на бизнес и госуправление. «Философия лидерства» — первый подобный опыт для школы философии и культурологии?
— Действительно, ничего подобного мы раньше не делали. Но земной шар, как известно, вертят оптимисты и те, кто способен реализовать кажущиеся изначально безумными проекты. Это один из таких проектов.
Мы хотели сделать уникальный продукт, отличающийся от внешне схожих программ, предлагаемых нашими коллегами в РАНХиГС, «Сколково», МГУ. Конкурировать с ними в том, что касается бизнес-программ, школа философии и культурологии не может и не должна.
Наша ниша другая: мы работаем с идеями, образами, системами ценностей, смыслами
Наша программа — насыщенная по содержанию, разнообразная по форматам, новаторская по замыслу.
— Как возникла идея программы?
— Школа философии и культурологии до настоящего момента не имела разнообразного пула предложений в рамках дополнительного образования. Зрела идея разработать комплексный продукт при участии преподавателей разных департаментов НИУ ВШЭ совместно с сотрудниками государственных, общественных организаций и бизнеса.
В коллективе школы нашлись энтузиасты, которым интересно попробовать силы в работе со взрослой аудиторией. Тем более что в нашей команде есть победители основного конкурса «Лидеры России» и государственные служащие высокого управленческого уровня, не понаслышке знающие, каких умений и навыков не хватает для долгосрочного эффективного управления.
— Партнером программы является Российское общество «Знание». В чем его роль?
— Поддержка со стороны Российского общества «Знание» для нас также важна. Мы не первый год реализуем совместные, прежде всего исследовательские, инициативы, нам интересно и полезно наше общение и возможности, которые мы открываем друг перед другом. Это касается и просветительских задач, и популяризации науки, и процесса формирования государственной и общественной повестки в сфере образования и культуры.
Важно отметить, что ряд региональных отделений Российского общества «Знание» возглавляют профессиональные философы, а также люди, занимающиеся культурными исследованиями, историей, социологией. Нам важно данное партнерство с точки зрения включения в программы развития регионов, выстраивания общей логики и единого целеполагания в воспитании молодежи и формирования управленческой элиты.
— На какую целевую аудиторию ориентирована программа?
— Это управленцы среднего и высшего звена, работающие в области образования, а также в области культуры и в социальной сфере как на федеральном, так и на региональном уровне.
Мы будем рады, если нам удастся привлечь внимание и креативного класса, в том числе директоров музеев, особенно реализующих образовательные проекты. На сегодняшний день и в академической среде существует запрос на поиск специалистов, способных брать на себя функции лидера в рамках исследовательской деятельности (управление проектами, структурами, командами и т.д.).
Однако в силу достаточно высокой стоимости нашей программы (хотя она и ниже стоимости многих других программ этого класса) мы понимаем сложность набора и потому ориентированы прежде всего на министерства и муниципалитеты, имеющие бюджеты на образовательные цели. Это не отменяет, конечно, возможности обучения на нашей программе тех, кто понимает ее ценность и готов потратить личное свободное время.
— Какие конкурентные преимущества программы вам представляются особенно важными?
— Мы предлагаем говорить о лидерстве не в привычном управленческом ключе, и в этом наше отличие от других лидерских программ.
Сегодня вопрос формирования лидерских качеств и компетенций актуален в том числе в свете довольно слабой развитости дискуссионных площадок и самой культуры публичных выступлений. Существующее диалоговое пространство нельзя назвать насыщенным идеями и смыслами, сценариями развития и дебатами высокого интеллектуального уровня.
В этой связи возрастает необходимость в развитии лидеров-модераторов и лидеров-визионеров, способных вдохновлять и мотивировать людей. По сути, речь идет о разработке и внедрении новых гибридных моделей лидерства, синтезирующих разные его типы (от трансформационного лидерства Басса и теории U до лидера-коуча и либерального лидерства).
На наш взгляд, именно на образовательных учреждениях лежит ответственность за подготовку лидеров нового поколения. Это не просто управленцы, а носители комплекса различных знаний, навыков и компетенций, дающих человеку возможность эффективно модерировать, конструировать и адаптировать окружающее пространство. Речь идет в том числе и о дискурсивном пространстве, в развитии которого сильный лидер всегда принимает заметное участие.
— В чем отличия «Философии лидерства» от таких программ, как MBA и MPA?
— Эти программы обязаны соответствовать определенному образовательному стандарту, в котором экономические и управленческие дисциплины должны составлять более половины учебной программы. Если бы мы пошли по пути MBA или MPA, нам пришлось бы убить свой контент. Поэтому мы назвали программу «Мастер в области общественного и государственного управления “Философия лидерства”» / Executive Master in Public Leadership “Leadership Philosophy”.
Наша программа — не ограниченная совокупность курсов, а набор мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок. Мы задаем контекст, совместно ставим задачи, предоставляем и отрабатываем инструментарий, обсуждая с нашими слушателями важные проблемы в развитии современной культуры и образования.
— Можно ли вообще научить лидерству?
— Лидерству можно и нужно учить, хотя, конечно, от человека требуются определенные природные задатки. Но мы и принимаем на программу уже состоявшихся управленцев, которые знают, чего хотят, при этом понимая необходимость расширения горизонтов.
— Программа состоит из восьми модулей — от философии до цифровых технологий. В чем заключается логика ее построения и выбора ключевых тем?
— Сначала наши спикеры рассказывают слушателям свои истории достижения лидерских позиций. При этом все спикеры-управленцы — молодые, талантливые, хорошо образованные люди, знающие ценность слова. Как и чему нужно учить, какие именно навыки прививать — в этом наши позиции совпадают.
Многие из них прошли через разнообразные конкурсы, в том числе «Лидеры России». Все без исключения обучались на программах MBA, MPA, DBA и т.п. То есть они понимают задачи такого рода программ и перспективы, которые должны открываться перед их слушателями. Все они умеют донести до квалифицированной аудитории соображения о том, что им мешало и чего не хватало на разных этапах профессионального становления. Как правило, все они говорят именно о понимании исторического момента, о философских идеях, которые должны быть с бумаги перенесены в практику, о сложностях, встающих на пути думающего управленца.
И далее мы работаем с этим контентом с помощью профессиональных историков, культурологов, социологов, политологов, психологов, специалистов по речевым практикам и т.д. Одной из особенностей программы является и то, что мы акцентируем внимание в том числе на особенностях культуры отдельных стран Азии, развитие отношений с которыми сейчас является одной из приоритетных задач России. Мы будем в сравнительной перспективе изучать эти культуры, религии, нравы региона, говорить о наших отличиях и способах достижения успеха во взаимоотношениях с восточным соседом.
— То есть со слушателями будут работать и ученые, и управленцы-практики. В чем смысл такого сочетания? Вряд ли в каком-то другом списке можно увидеть одновременно, скажем, доцента Вышки Александра Марея и заместителя председателя Госдумы, депутата от ЛДПР Бориса Чернышова.
— Мы не про политические и идеологические предпочтения. Если и работаем с идеологией, то лишь как с инструментом. Программа — прежде всего площадка для встречи академиков и практиков, возможность для тех и других донести свои идеи и целесообразность конкретных инновационных решений.
Приведенный вами пример Бориса Александровича Чернышова в данном случае весьма показателен, поскольку он близок академическому миру. Окончил НИУ ВШЭ и МГУ по направлению «Политология», учился на философском факультете, имеет ученую степень. Мы говорим на одном языке, а это, согласитесь, важно для обеспечения единства преподавательского сообщества, гарантирующего качество образовательного продукта.
— Как удастся уложить столь серьезное содержание программы в короткие сессии? Придется ли вашим слушателям читать сложные философские тексты?
— Речь идет о программе профессиональной переподготовки, а не о полноценном курсе философии и истории. Мы рассчитываем на то, что наши слушатели имеют за плечами не только внушительный управленческий опыт, но и опыт ученический. Люди, добившиеся в жизни определенных целей, понимающие ценность постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков, умеют учиться, поэтому университетское кредо Non scholae, sed vitae discimus — это в полной мере и кредо нашей программы.
Да, мы будем много читать, обсуждать сложные и актуальные тексты. Культура — это и есть прежде всего пространство текстов со всеми присущими им вербальными и визуальными средствами. Мы не планируем отступать от образовательных традиций, сложившихся в школе философии и культурологии НИУ ВШЭ за 18 лет. Но постараемся сделать так, чтобы практическое философствование стало частью жизни слушателей.
Модульный формат программы позволит осваивать важную ее часть без отрыва от работы. Читать и учиться понимать тексты можно под руководством преподавателей в дистанционном формате, лишь несколько дней в месяц находясь в аудитории, где у слушателей будет возможность более тесного взаимного общения, тренировки приобретенных навыков, получения новых знаний, требующих осмысления. Такая система позволит освоить программу в полном объеме в весьма сжатые сроки.
— Два из восьми модулей программы состоятся не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Чем это обусловлено?
— Они вносят необходимое разнообразие в программу с точки зрения культурных возможностей Северной столицы. Кроме того, слушатели смогут познакомиться с кампусом НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, побывать на лекциях питерских коллег, принять участие в мастер-классах представителей местных государственных органов и общественных организаций.
— О каких результатах, эффектах для ваших слушателей можно будет говорить по окончании программы?
— Мы рассчитываем дать большой объем знаний, поставить вопросы для решения в ходе проектной работы. Ее результаты смогут быть использованы в практической деятельности слушателей. Все они в конце программы защитят индивидуальные или коллективные проекты, которые будут готовить на протяжении всего обучения под руководством академического руководителя и руководителя-практика.
Обучение на подобных программах на иных площадках влияет на дальнейшее продвижение по службе. Надеюсь, качество нашей программы тоже этому поспособствует.
Важная задача программы — развитие горизонтальных и межсекторных связей и взаимодействий, коммуникативных навыков слушателей, оттачивание умения брать на себя ответственность в ситуации тотальной неопределенности. В отличие от более ранних представлений о лидерстве, сегодня данный феномен тесно связан не только с непосредственными навыками управления, но и с развитыми мягкими навыками (в первую очередь с эмпатией), умением действовать в условиях высоких рисков, ориентацией на инновации и глубокой погруженностью в ту сферу, где специалист является лидером или претендует на эту роль. У нас интересно, потому что нестандартно!
Вам также может быть интересно:
Владимир Соловьев: «Человекоцентричность — метанавык лидера нового времени»
Принцип клиентоцентричности в бизнесе постепенно уступает место более глобальному подходу — человекоцентричности, при котором на первое место выходит эмпатия и умение видеть ситуацию глазами другого человека. Современный лидер обладает развитым эмоциональным интеллектом и сильными социальными навыками, которые успешно применяет в работе с клиентами, партнерами и сотрудниками. Что включает в себя новая концепция и как ее реализовать, рассказал в интервью «Вышке.Главное» заведующий Лабораторией человекоцентричности и лидерских практик НИУ ВШЭ Владимир Соловьев.
«Суть профессии юриста — это понимание добра и справедливости»
Какие профессиональные и личностные навыки требуются современному юристу? Насколько нынешним выпускникам требуется междисциплинарная подготовка и знание других предметов? Как на работу в правовой сфере влияют санкции? Эти и другие вопросы обсудили участники второй ежегодной конференции факультета права ВШЭ «Global Legal Skills: лидерство в юридической профессии, бизнесе и образовании».
В ВШЭ обсудили проблемы современного менеджмента
22-24 октября прошла 6-я ежегодная международная научная конференция факультета менеджмента ВШЭ и Центра кросс-культурных исследований Университета Окленда «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» и международный форум «Лидерство в России».
Так вот ты какой, лидер северный!
1 июля в рамках открытого лектория Высшей школы экономики в Парке Горького заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования ВШЭ Андрей Россохин выступил с лекцией «Секреты развития лидерства».
Поддерживать стремление к саморазвитию
15 мая в рамках магистерской программы ВШЭ «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» состоялся мастер-класс «Диалог двух лидеров» с участием вице-президента Сбербанка Дениса Бугрова и управляющего партнера московского офиса McKinsey & Company Ермолая Солженицына.
Крестовый поход или ребрендинг?
С 15 июня Институт международного бизнеса ГУ-ВШЭ проводит опрос по проблемам ответственного лидерства. Поводом стала Клятва, подписанная в начале июня слушателями Гарвардской школы бизнеса. Что стоит за клятвой? Желание «очистить ряды» менеджеров от эгоистов или ловкая попытка дистанцироваться от предыдущих поколений MBA-выпускников, безответственное поведение которых привело к мировому кризису?