• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наши программы повышения квалификации учителей бесплатны»

Третий год подряд ВШЭ проводит школы для учителей средних общеобразовательных школ и методистов научно-методических центров. О том, как прошел первый (осенний) этап школы в этом году, рассказывает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

— Тамара Анатольевна, какова концепция проведения школ ВШЭ для учителей средних общеобразовательных школ и методистов научно-методических центров?

— В Вышке работа с учителями общеобразовательных учреждений имеет определенную традицию. Стоит вспомнить программы повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных школ в рамках проекта TACIS, постоянно действующий семинар, который длительное время проводился в период осенних и весенних школьных каникул для учителей Москвы и Московской области. Три года назад дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ предложила учителям общеобразовательных учреждений и методистами научно-методических центров программы краткосрочного повышения квалификации и тем самым фактически возобновила эту работу.

Наша дирекция вполне обоснованно рассматривает работу со школьными учителями как приоритетное направление своей деятельности. Во-первых, олимпиады НИУ ВШЭ для школьников и другие творческие конкурсы задают очень высокую планку, и школьникам нужна помощь учителя, чтобы взять эту высоту. Во-вторых, важно поддерживать тех учителей, которые умеют работать с талантливыми детьми, с ребятами, имеющими потенциал для выдающихся достижений, — таких учителей не много. Третья причина связана с пониманием, что именно учителя, наряду с родителями, помогают школьнику в определении профессии, в выборе образовательной траектории и вуза.

— Какова «география» участников проводимых для учителей школ НИУ ВШЭ? Сколько учителей за эти годы приняли участие в вышкинских школах?

— За три года около семисот учителей и методистов приняли участие в летних и осенне-весенних школах НИУ ВШЭ. Что касается аудитории, то летние школы, прежде всего, ориентированы на учителей и методистов из субъектов федерации, стран СНГ и Балтии, а осенне-весенние школы — на учителей Москвы и Московской области. В этом году заявки на участие в осенне-весенней школе для учителей подали 143 человека, из них 12 из стран СНГ и Балтии, в привлечении которых несомненна заслуга работников управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии. Благодаря нашему сотрудничеству с Министерством образования Республики Саха (Якутия) среди слушателей осенне-весенней школы довольно большая группа учителей из этой республики.

— По каким предметам проводятся школы?

— Предметная специализация школ определяется, прежде всего, направлениями олимпиадных состязаний. Когда в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый Минобрнауки РФ, входили четыре наши олимпиады, школы для учителей проводились по этим четырем предметам — экономика, право, обществознание и математика. В 2012 году в проект Перечня вошли олимпиады по истории и литературе, и мы уже начали работу по организации школ для учителей по этим предметам. Но проведение НИУ ВШЭ «статусной» олимпиады — не единственный ориентир. Так, коллеги отделения программной инженерии ВШЭ предложили очень интересную программу повышения квалификации учителей информатики, и, начиная с лета 2012 года, мы начали проводить школы для учителей информатики. В целом отмечу, что многие преподаватели университета принимают активное участие в подготовке и проведении курсов повышения квалификации для школьных учителей. В этом году в подготовке и проведении только осеннего этапа школы приняли участие 23 преподавателя Вышки.

— Каковы условия участия учителей в школах ВШЭ?

— Среди множества программ повышения квалификации учителей наши программы выделяются тем, что они бесплатны. Заявку может подать любой учитель, независимо от стажа и опыта преподавания. В этом году в осеннем этапе приняли участие 82 слушателя. Это успех, так как по нашим данным многие программы повышения квалификации в Москве испытывали большие сложности с набором или вообще не открылись.

— Каковы особенности программ, предлагаемых в рамках повышения квалификации ВШЭ?

— Программы повышения квалификации учителей и методистов научно-методических центров направлены как на повышение предметно-содержательной компетенции педагогических работников, так и на повышение их компетенций в области психолого-педагогических особенностей работы с одаренными школьниками. Программы школ год от года изменяются не сильно, вместе с тем каждая школа получается немного особенной, со своим лицом. Так, в летней школе этого года большое внимание было уделено дистанционному обучению одаренных школьников и работе учителей школ в рамках новой информационной образовательной среды. Осенне-весенняя школа в общем ряду выделяется предложением отдельных программ повышения квалификации для начинающих учителей экономики и для тех, кто уже имеет опыт преподавания этого предмета. Новую программу для начинающих «экономистов» охотно выбирали также учителя обществознания, для которых базовые знания по экономике являются необходимым условием качественного преподавания своего предмета. Хочется отметить также интересную программу повышения квалификации учителей права, которая насыщена не только лекционным материалом, но и выездными семинарами в законодательные и судебные органы государственной власти (Арбитражный суд РФ, Совет Федерации).

— Как вы оцениваете результаты работы со школьными учителями?

— Мы получаем неплохие отзывы по итогам каждой школы. В целом учителя отмечают, что преподаватели Вышки всегда щедро делятся знаниями. Среди них есть и конструктивные предложения о том, как можно улучшить наши программы, какую дополнительную профессиональную информацию они хотят узнать в нашей школе. И нас это радует, обратная связь всегда помогает вовремя корректировать программы обучения.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Василия Бегаля

Вам также может быть интересно:

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Зачем всем психологам знания из области группового анализа

5 октября на кафедре психоанализа и бизнес-консультирования факультета социальных наук ВШЭ стартует программа повышения квалификации «Теория и практика группового анализа». Руководитель программ ДПО кафедры Ксения Вагнер выделила три основные причины, по которым это обучение актуально для всех желающих заниматься психологией профессионально.

В ВШЭ научат, как обосновать тариф

В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая многоотраслевая программа повышения квалификации «Экспертиза расходов и расчет тарифов в коммунальном комплексе». Курс предназначен для руководителей и специалистов, занятых в регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

ВШЭ провела программы повышения квалификации для учителей из Кыргызстана и Узбекистана

НИУ ВШЭ развивает и поддерживает таланты не только в России, но и за рубежом. В течение многих лет Дирекция по работе с молодежью за рубежом выступает инициатором мероприятий по привлечению талантливых иностранных абитуриентов, а также по повышению квалификации учителей из школ-партнеров. В числе недавно организованных Вышкой встреч — программы повышения квалификации (ППК) для учителей из Кыргызстана и Узбекистана.

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

«На рынке сейчас востребованы люди, способные заниматься потоковой аналитикой»

Данил Гришин, выпускник онлайн-магистратуры Высшей школы экономики «Экономический анализ», сотрудник Банка России, принял участие в курсах повышения квалификации факультета экономических наук ВШЭ. Он рассказал, чем трехнедельный интенсив полезен эконометристу-практику, как полученные в Вышке знания помогают развивать модельный аппарат в Дальневосточном главном управлении ЦБ и какие профессиональные треки кажутся ему наиболее перспективными.

ESG и ответственное инвестирование: Вышка приглашает на программы ДПО

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ открыла прием на две уникальные программы повышения квалификации в области устойчивого развития и ESG. Программы дополнительного профессионального образования разработаны Центром управления устойчивым развитием компаний в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ и ЦЭПП МЧС России будут готовить психологов для работы с участниками СВО и их семьями

Высшая школа экономики и Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России разработали образовательный проект повышения профессиональной квалификации «Теория и практика психологической помощи при последствиях травматического и хронического стресса». Он построен по модульной системе и предусматривает подготовку как профессиональных психологов, так и других специалистов, которые смогут повысить понимание того, что происходит с человеком, попадающим в экстремальные условия, и как можно такому человеку оказать первую помощь.

Олимпиаду НИУ ВШЭ «Высшая проба» поддержат «Тинькофф Инвестиции»

Высшая школа экономики привлекла бизнес-партнера к подготовке заданий заключительного этапа олимпиады «Высшая проба». Экспертное участие представителей «Тинькофф Инвестиций» поможет максимально приблизить условия задач к реальным ситуациям из финансовой среды. Коллаборация позволит участникам олимпиады по профилю «Финансовая грамотность» получить практические навыки и улучшить свои знания.