• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

«Конференция проводится девятый раз, на ней встречаются российские и зарубежные исследователи, изучающие высшее образование, и с каждым годом она становится более заметной и более селективной, — отметила, открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич. — В этом году мы получили более 200 заявок из 28 регионов России и из 17 зарубежных стран, причем в программу была включена только треть. Столь строгий отбор обеспечивает высокий уровень докладов и дискуссий».

Смысл названия конференции — «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями» — сводится к тому, что в современном мире, глобальном и динамично развивающемся, университеты должны оперативно реагировать на происходящие изменения, а значит, заново определять свои цели и способы их достижения. Этого от них ждут ключевые стейкхолдеры — общество, государство, студенты, работодатели. Но университетам не всегда удается соответствовать этим требованиям.

Мы расскажем о трех пленарных докладах, представленных на конференции.

Проводить исследования способны не все

Автор первого доклада, «Многообразие, дифференциация и исследовательский университет», — Филипп Альтбах, основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, известный своими работами о деятельности исследовательских университетов мирового класса. Он входит в Совет по повышению конкурентоспособности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) и хорошо знаком с российскими реалиями.

Исследовательские университеты занимают самые высокие позиции в иерархии высшей школы, считает Филипп Альтбах, это небольшая и важная часть образовательной экосистемы. Однако не стоит забывать, что существует множество других разновидностей вузов, в том числе политехнические и творческие, для которых исследования не являются основной деятельностью.

Система высшего образования должна быть разнообразной, все вузы должны получать поддержку, но нужно помнить, что проводить исследования способны не все

Филипп Альтбах
Основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, член совета по повышению конкурентоспособности университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100)

Так что, если ваш университет не является исследовательским, не стоит требовать от сотрудников публикации в лучших журналах (они должны прежде всего удовлетворять потребности своих студентов в получении качественного образования). И это не значит, что ваш вуз плохой. Все вузы важны, просто не нужно приписывать им те свойства и функции, которых у них нет по определению.

По мнению Филиппа Альтбаха, необходима четкая дифференциация разных типов образовательных учреждений, и правительствам стран нужно принимать решения по этому вопросу и «расставлять всех по местам». Основой дифференциации должна стать оценка качества, однако ей не всегда уделяют должное внимание.

Впрочем, пока очень сложно найти вуз, который не хотел бы стать исследовательским университетом. Например, такое желание особенно характерно для университетов прикладных наук в Европе. «Мне представляется, что это ошибочная тенденция — они должны специализироваться на профессиональном образовании и не конкурировать с исследовательскими институциями, — считает Филипп Альтбах. — В противном случае миссии университетов смешиваются и все хотят заниматься всем. Это неприемлемо в современной ситуации, когда высшее образование стало массовым, а рынок труда усложнился».

Как улучшить результаты PISA и TIMSS

Автор второго доклада, «Ключевые факторы прогресса португальской системы образования: оценка результатов, диверсификация направлений и интернационализация», — Нуно Крато, бывший министр образования и науки Португалии.

Нуно Крато рассказал, что Португалия еще совсем недавно была отсталой страной. В первой половине XX века по уровню грамотности она отставала и от России, и от соседней Испании. До революции 1974 года высшее образование в Португалии получало лишь 3-4% населения, затем этот процент стал расти, и в 2000-е годы высшее образование стало массовым. На 10 млн населения страны сейчас приходится 3 тыс. аспирантов. Значительно улучшились параметры, связанные с публикационной активностью преподавателей, растет количество зарубежных студентов и проч.

Все это было достигнуто ценой серьезных целенаправленных усилий. Например, все университетские центры подвергли строгой внешней оценке, результаты которой отражались на финансировании. «Были случаи, когда те, кто имел громкое имя, не смог его подтвердить, и наоборот — когда те, кого никто не знал, оказывались успешными учеными», — рассказал Нуно Крато. Сейчас в Португалии на тысячу работающих приходится больше исследователей, чем в среднем в Европе, но их продуктивность все-таки ниже.

За период, пока Нуно Крато был министром, Португалия сделала рывок в международных сравнительных исследованиях качества образования PISA и TIMSS, обогнав по математике в 2015 году даже признанного европейского лидера Финляндию. Кроме того, существенно сократился процент школьников, прекративших обучение. Уникальность ситуации в том, что положительная динамика была у школьников не только с высокими, но и с низкими результатами образования.

Эффективное общее образование — залог высокого качества образования университетского, и ряд проблем высшей школы нужно решать в школе средней

Нуно Крато
Бывший министр образования и науки Португалии

Продвинуться в PISA и TIMSS Португалии помогла целенаправленная работа. Были введены новые образовательные стандарты, сформулированы четкие требования к результатам, учителям вменили в обязанность работу с отстающими учениками, дети стали выполнять централизованные тесты в 4 и 6 классе. Кроме того, власти стали публиковать результаты независимых измерений: независимую оценку Нуно Крато считает ключевым фактором улучшения качества работы школы.

Интернационализация образования должна быть средством, а не целью

Директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа Ханс де Вит, признанный во всем мире эксперт по вопросам интернационализации высшего образования, представил доклад «Концепты, подходы, тренды и вызовы интернационализации высшего образования в мире, уроки для российской высшей школы».

Основной посыл доклада в том, что интернационализация в современном университете — это не просто импорт и экспорт образования, обмены студентами и преподавателями, но и элемент стратегического видения. Интернационализация усиливается благодаря массовости высшего образования. В таких странах, как Индия и Китай, где спрос больше предложения, у студентов возникает стимул к обучению за рубежом, а в таких странах, как США, напротив, университеты агрессивно набирают студентов на международном рынке. Если в конце прошлого века интернационализация в высшем образовании была синонимом сотрудничества, то сегодня это еще и конкуренция за студентов и преподавателей.

При этом, считает Ханс де Вит, в вопросах интернационализации университеты нередко склонны к формализму. Например, они стремятся заключить больше международных договоров, которые так и остаются на бумаге. Для достижения результатов нужны реальные партнеры, с помощью которых удастся повысить мобильность студентов и преподавателей, реализовать совместные программы.

Интернационализацию часто воспринимают как конечную цель, хотя на самом деле это лишь средство для повышения качества образовательных услуг

Ханс де Вит
Директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа

Интернационализация должна быть менее элитарной и более эгалитарной, в нее должно быть вовлечено как можно больше студентов. Сегодня максимальный показатель наблюдается в странах Европы — около 20-30%.

В России, по мнению Ханса де Вита (он много работал с российскими вузами в рамках Программы 5-100 и является членом консультативного совета РУДН), развитие интернационализации высшего образования нередко обусловлено стремлением университетов занять высокие места в рейтингах. Для этого они нанимают иностранных профессоров, привлекают иностранных студентов. Но вообще-то все должно быть с точностью наоборот. Российским университетам нужно создавать комплексные стратегии, развивать стратегические партнерства с иностранными университетами, и тогда успех в международных рейтингах гарантирован.

Вам также может быть интересно:

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.