Модернизация, девестернизация или трансмодерность?
29 апреля в Высшей школе экономики прошел семинар «Коммуникационная среда российского бизнеса», на котором выступила профессор кафедры истории философии Российского университета дружбы народов Мадина Тлостанова.
Очередной семинар серии «Коммуникационная среда российского бизнеса», организованный Научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций ГУ-ВШЭ, был посвящен обсуждению проблемы переосмысления справедливости, ключевой для либерализма, в различных современных локальных и глобальных моделях социума, порождаемых, по мнению М. Тлостановой, «мировым Севером, Югом и пограничными пространствами».
Дискурс переходности (общества, экономики, человеческой субъектности) вот уже два десятилетия не сходит со страниц научных и публицистических изданий в нашей стране. Но вопрос о том, к чему именно должно переходить транзитное общество, в последнее время предельно проблематизировался и утратил привычное абстрактно-универсальное измерение, считает Тлостанова. Она предложила аудитории соотнести понятия о справедливости и демократии и задаться связанными с этим вопросами. Является ли справедливость внутренне присущей демократии? Как связаны справедливость, демократия и всеобщее благоденствие? Должны ли все общества по умолчанию переходить к западному либеральному идеалу справедливости в духе Хабермаса, Тейлора или Ролза? Как построить мир, в котором участвовали бы все, вместо того, чтобы кто-то разрешал наше участие или неучастие? Какова будет архитектура справедливости посткризисного мира?
В своем анализе проблемы справедливости и ее приложения к переходным обществам профессор Тлостанова выделила ряд основополагающих элементов риторики модерности, которые сегодня активно ставятся под сомнение с самых разных позиций. Их переосмысление уже приводит к смене векторов и основ социума и влияет на архитектуру будущего мира. К этим элементам М. Тлостанова отнесла перевод географии в хронологию и связанную с ней дихотомию модерность/традиция, породившую и продолжающую порождать человеческие таксономии и инверсию прав человека; риторику всеобщего спасения, отмеченную телеологизмом и миссионерским синдромом и характерную для всех западных идеологий (как правых, так и левых); стадиальное мышление, обусловленное прогрессизмом и восприятием любого незападного общества как предшествующего западному по времени и неминуемо обреченному либо повторить этот путь в будущем, либо уйти со сцены истории; хюбрис (от греч. ubris — необузданность, бесчинство) нулевой точки отсчета как особый склад мышления, легитимирующий изъятие носителями модерности (или их подражателями) себя самих из пространства оцениваемого, маскируя свою локальную позицию под универсальную и нормативную; и наконец, принцип агональности (соревновательности).
Раскрывая основы риторики модерности и ее исключающего, по сути, дискурса справедливости, М.Тлостанова подчеркнула их важнейшее коммуникативное измерение, которое определила как вещание другому, его обман в своих интересах, отметив, что даже самые наивно честные западные формулировки идеи признания неизменно ограничиваются номинальным включением, сохраняющим властные асимметрии, а не реальным признанием и подлинным участием.
Профессор определила основные векторы процессов переосмысления риторики модерности и ее дискурса справедливости сегодня. Один из них связан с более или менее радикальной критикой изнутри мирового Севера, в которой акцентируются в большей мере не сугубо экономические (распределительные) стороны справедливости, а проблема признания и репрезентации, а следовательно, проблема различия. Эта позиция была проиллюстрирована в выступлении взглядами социального философа Нэнси Фрейзер, емко назвавшей сегодняшний мир «поствестфальским», в котором на смену экономизму, этатизму, андроцентризму и системе наций-государств, приходят иные модели справедливости, демократии, признания и участия, трансграничные формы несправедливости.
По мысли М. Тлостановой, акценты в понимании справедливости сегодня смещаются к процессам, разворачивающихся в двух направлениях — девестернизации как сохранении капитализма при условии отказа от западных ценностей, и деколониальности и трансмодерности как преодолении модерна. В связи с этим докладчица остановилась на позиции адепта девестернизации известного сингапурского политолога К. Махбубани и представителя латиноамериканской философии освобождения Э. Дусселя, призывающего в своей позитивной онтологии политики к трансмодерному плюриверсальному миру, к радикальной дефетишизации государства и к измерению прогресса не количественными показателями валового продукта, а «субъективным удовлетворением возможностей», по мысли нобелевского лауреата в области экономики А. Сена. Но это требует новой парадигмы, обусловленной требованиями жизнеутверждения, то есть поддержания, воспроизводства и развития, прежде всего, человеческой жизни и достоинства, а значит — экологией, экономикой и культурой. В этой парадигме возникает критическая политическая справедливость, основанная на солидарности, ответственности, предельно симметрическом участии всех групп и индивидов и субъектно-субъектной модели коммуникации и понимания.
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Взаимопомощь в вэб-пространстве
2 октября Григорий Асмолов — центр Беркмана по изучению Интернета и Общества, Гарвардский университет — прочитал лекцию по теме «Социальные и политические аспекты краудсорсинга» в рамках семинара «Коммуникационная среда российского бизнеса».
«Совершить модернизационный рывок»
15 апреля в Высшей школе экономики прошел семинар «Коммуникационная среда российского бизнеса». На семинаре выступил профессор кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ, руководитель центра социальной политики Института экономики Российской академии наук Евгений Гонтмахер.