Ученый ВШЭ представил неизвестный автограф Бориса Пастернака
Преподаватель факультета гуманитарных наук Нижегородского кампуса ВШЭ Леонид Большухин представил на конференции в Стэнфорде находку, связанную с гимназическими годами Бориса Пастернака. Как рассказал ученый в интервью, опубликованном на странице кампуса, речь идет о странице, заполненной поэтом в альбоме одноклассника, содержащей ноты (музыкальную фразу сочинения Пастернака), и текстовую запись.
— Вы специалист по Маяковскому, а открыли что-то новое для круга филологов, изучающих творчество Пастернака.
— На самом деле я представлял все-таки не открытие, а находку. В Стэнфорде проходила конференция, посвященная творчеству Пастернака, и в частности была заявлена конкретная тема: «Судьба романа «Доктор Живаго». Организатор конференции — Лазарь Флейшман, на сегодняшний день крупнейший в мире специалист по Пастернаку. Попасть на конференцию Флейшмана очень почетно, он строго подходит к отбору тем и докладчиков, но именно благодаря своей находке я и получил приглашение выступить с докладом в Стэнфорде и оказался в компании зарубежных и российских славистов.
— Чем же вы смогли заинтересовать ведущих исследователей Пастернака?
— В нашем городе в букинистическом магазине чудесным образом был обнаружен и куплен одним из антикваров альбом гимназического товарища Пастернака, Георгия Курлова. Это достаточно редкий тип альбома — собрание автографов, посвящений, шутливых записей, глубокомысленных сентенций, адресованных молодому человеку. В этом альбоме в период с 1907 по 1915 годы оставляли записи те, кто приходил к Курлову, его гимназические товарищи, родственники, увлеченные им барышни. И одна из страниц альбома заполнена семнадцатилетним Борисом Пастернаком в последний год его учебы в гимназии.
— Но ведь архив Бориса Леонидовича огромен, в чем уникальность именно этой короткой подростковой записи?
— Понятно, что архив писателя большой, и он сохранился, но свидетельств раннего, гимназического периода Пастернака меньше всего. Поэтому даже небольшая альбомная запись весьма ценна для исследователей. Причем это не высказывание одной строкой, что было наиболее распространено в альбомах подобного рода. Пастернак оставляет развернутый автограф, ответственно подойдя к оформлению «своей» страницы. Начинает ее нотная строка, авторство которой было под сомнением, разрешить эту загадку помогла профессор Нижегородской консерватории имени Глинки Наталия Давидовна Зусман. Вместе со своими коллегами, историками и теоретиками музыки, она пришла к выводу, что перед нами — музыкальная фраза, бесспорно созданная Пастернаком. Надо заметить, что полных музыкальных произведений Бориса Леонидовича сохранилось всего три, и этот короткий, буквально 15-секундный, фрагмент, написанный в духе Скрябина, но никогда ранее не исполнявшийся, прозвучал во время моего доклада на конференции как живой музыкальный голос Пастернака.
Что касается текстовой части альбомной записи, то высказывание Пастернака носит философский характер, обращено оно к Георгию Курлову, но имеет более широкую адресацию. И здесь любопытно, и это как раз и есть мое итоговое наблюдение, что написанная философская максима не что иное, как переосмысленная мировоззренческая позиция Шопенгауэра.
— Почему это важно?
— Потому что исследователи находят следы философии Шопенгауэра в ранних текстах Пастернака, но нет никаких свидетельств, что Пастернак читал труды этого немецкого философа. А строка в альбоме очень легко соотносится с работой «Мир как воля и представление», соответственно, можно сделать вывод, что в гимназические годы Пастернак с произведениями Шопенгауэра был знаком.
Кроме того, альбом Курлова позволил выдвинуть гипотезу, связанную с романом «Доктор Живаго». Дело в том, что братьев Курловых звали Георгий (в домашнем обиходе — Юрий) и Евграф. Такие же имена носят и главные герои романа, братья Живаго. Вряд ли это случайное совпадение, поскольку и сама пара имен не самая распространенная, и трагическая биография младшего из Курловых, Евграфа, который вероятней всего сгинул в застенках ОГПУ, в романе тоже неким образом отражена. Безусловно, речь не идет о прямых прототипах, тем более что в романе есть герой, Кока Корнаков, как раз «списанный» с Геннадия Курлова. Но эта параллель (если мы признаем, что она не случайна) позволяет нам осознать, сколь значимы для Пастернака были какие-то гимназические впечатления. Сам процесс творческого мышления сложен и не линеен, и почему-то Пастернаку именно эти имена, которые он знал в детстве, в период формирования картины мира, показались важнее остальных.
Таким образом, альбом стал неким штрихом в построении биографии Пастернака, причем в той ее части, где количество источников весьма ограниченно. По итогам конференции в Стэнфорде будет выпущен сборник статей, туда войдет и статья, написанная мною в соавторстве с Марией Александровной Александровой, доцентом Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова.
Большухин Леонид Юрьевич
Старший преподаватель Кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации (Нижний Новгород)
Вам также может быть интересно:
В приложении «Живые страницы» появились современный роман и книга на английском языке
В 2017 году в библиотеке мобильного приложения «Живые страницы» появилось четыре произведения русской классики — «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Доктор Живаго», «Тихий Дон», а также современный роман «Лавр» и «Война и мир» на английском языке. В разработке проекта традиционно приняли участие студенты Школы лингвистики и Школы филологии НИУ ВШЭ.
В проекте Вышки «Живые страницы» — три новых романа
В библиотеке мобильного приложения «Живые страницы» появилось три новых романа: «Мертвые души» Николая Гоголя, «Капитанская дочка» Александра Пушкина и «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Приложение разработано Школой лингвистики НИУ ВШЭ совместно с компанией Samsung и экспертами группы Tolstoy Digital.
ВШЭ оживила героев романа «Преступление и наказание»
Школа лингвистики НИУ ВШЭ совместно с компанией Samsung и экспертами группы Tolstoy Digital разработала мобильное приложение по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» в рамках проекта «Живые страницы». В работе над приложением приняли участие студенты Школы филологии НИУ ВШЭ.
Признав человека безумным, можно было или наказать его, или спасти
Главный герой «Горя от ума» А.С. Грибоедова был объявлен сумасшедшим за свое необычное поведение и взгляды, противоречащие устоявшейся общественной морали. Такая практика была обычной два столетия назад — об этом на лекции «Ужли с ума сошел?»: безумие в русской культуре и литературе первой половины XIX века» рассказал профессор Школы филологии ВШЭ Михаил Велижев. Лекция состоялась в Музее Булгакова в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы».
Андрею Немзеру присуждена премия Правительства РФ
Профессор Школы филологии ВШЭ Андрей Немзер удостоен премии Правительства РФ в области культуры за 2015 год за книгу «При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы» (М., 2013).
Тоска по бытию: Чехов и Платонов
В доме-музее А. П. Чехова в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» руководитель Школы философии НИУ ВШЭ ординарный профессор Владимир Порус провел сравнительный анализ экзистенциала «тоска» в творчестве А. П. Чехова и А. П. Платонова. Ниже мы приводим сокращенный текст его лекции.
ВШЭ разработала обновления для мобильного приложения по роману «Война и мир»
Школа лингвистики НИУ ВШЭ совместно с компанией Samsung и Государственным музеем Л.Н.Толстого стали разработчиками обновленной версии мобильного приложения «Живые страницы», которое дает пользователю возможность заново открыть для себя роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
Вышка приглашает на литературную дуэль
30 августа 2015 года состоится вторая встреча в рамках проекта «Литературные дуэли», организованного Центральной универсальной научной библиотекой им. Н.А. Некрасова совместно с Парком искусств «Музеон». Ведущий литературных дуэлей — доцент Школы философии НИУ ВШЭ Кирилл Мартынов.
Николай Гумилев по-прежнему вдохновляет молодых
Пророк, первопроходец, русский офицер, рыцарь, дуэлянт, кумир и наставник молодых поэтов — такой портрет Николая Гумилева представил в своей лекции ординарный профессор НИУ ВШЭ, академик РАН Аполлон Давидсон, ученый, который 30 лет назад помог вернуть Гумилева из многолетнего официального забвения. С докладом о Николае Гумилеве он выступил в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы». Встреча прошла в Музее Серебряного века.
Преподавать советскую литературу научит Тынянов
Традиционные литературоведческие концепции не годятся для изучения и преподавания советской литературы. Создать хороший учебник помогут формалисты. Доклад Олега Лекманова на конгрессе «100 лет русского формализма».