Преподавать советскую литературу научит Тынянов
Традиционные литературоведческие концепции не годятся для изучения и преподавания советской литературы. Создать хороший учебник помогут формалисты. Доклад Олега Лекманова на конгрессе «100 лет русского формализма».
Структура и содержание учебников по русской литературе XX века, в том числе выпущенных после 1991 года, «демонстрируют упорное нежелание или неумение их авторов концептуализировать излагаемый материал», полагает профессор факультета филологии ВШЭ Олег Лекманов. Доминирует «добрый старый принцип: Державин породил Пушкина, Пушкин породил Лермонтова и так далее». Разве что имена «прародителей» и «наследников» варьируются в зависимости от эстетической и идеологической ангажированности того или иного автора учебника.
Между тем еще в 1924 году Юрий Тынянов опубликовал статью «Литературный факт», в которой предложил концепцию литературной эволюции, способную, на взгляд Олега Лекманова, «послужить прочной основой для курса истории российской словесности XX века». Концепция выстроена вокруг, казалось бы, простого и очевидного факта: в новое (советское) время «периферийные» жанры выплывают с задворок в центр литературного процесса. Происходит, добавляет уже Лекманов, «взаимообмен макрожанровыми признаками»: «мелкие» жанры вбирают в себя определенные черты жанров центральных, формируя новые, совершенно не маргинальные литературные явления. На этот процесс и нужно обращать внимание при рассказе об истории советской литературы.
Происходит «взаимообмен макрожанровыми признаками»: «мелкие» жанры вбирают в себя определенные черты жанров центральных, формируя новые, совершенно не маргинальные литературные явления. На этот процесс и нужно обращать внимание при рассказе об истории советской литературы.
Проще всего (теорией литературы, признаем, интересуются не все) этот процесс можно проиллюстрировать на примере кино и даже вполне конкретного фильма — «Криминального чтива» Квентина Тарантино. Создавая эту ленту, Тарантино явно использовал возможности жанров, считавшихся в кино периферийными, комбинировал их и создал вполне самодостаточное, скоро ставшее новой классикой произведение. Примечательно, что в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля «Криминальное чтиво» победило «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова — сделанную по всем законам традиционного жанра киноэпопею.
Но яркие и всем понятные примеры комбинирования периферийных жанров легко можно найти и в русской (советской) литературе. Лекманов напомнил о «Василии Теркине» Твардовского. Первоначально полуфельетоны-полузарисовки, почти что комиксы, придуманные коллективом литераторов и художников для солдат, участвовавших в советско-финской войне, выросли в полноценное произведение нового литературного жанра. Определить этот жанр Твардовский смог не сразу. Он признавался, что сначала думал о нем как о поэме, но это была не поэма, и не повесть, и не роман в стихах. Наконец, в подзаголовке «Теркина» появилась пояснение: «Книга для бойца».
Другой пример «синтеза» крупных и «мелочных» поэтических форм — «Поэма без героя» Ахматовой. Здесь, наряду с «высокой» поэзией, Ахматова применяет жанр интимного домашнего письма, пародирует жанр научного комментария и использует прием литературного монтажа, очень популярный в двадцатых-тридцатых годах.
Но главным «комбинатором» высоких и низких жанров в советской литературе, безусловно, был Михаил Зощенко. Среди освоенных им «мелких» жанров: газетный фельетон и документальный очерк, детский рассказ и историческая повесть для юношества, водевиль и киносценарий, — даже тексты эстрадных и цирковых обозрений не были обойдены его вниманием.
Почему Зощенко обратился к «неуважаемым» жанрам? Это был своего рода социальный заказ, единственный способ воспитать нового читателя — такого, который до революции книг в руки не брал.
Почему Зощенко обратился к «неуважаемым» жанрам? Это был своего рода социальный заказ, единственный способ воспитать нового читателя — такого, который до революции книг в руки не брал. Но, отмечает Олег Лекманов, выполняя этот заказ, Зощенко «не опускался с высот великой литературы до уровня массового читателя», напротив — поднял читателя до этих высот, «незаметно преобразив «мелочные» жанры».
«Если говорить о заказе, то заказана вещь столь неуважаемая, столь мелкой формы, с которой, по крайней мере раньше, были связаны самые плохие литературные традиции», — вспоминал сам Зощенко. А, объясняя успех своих книг, добавлял: «Я пишу очень сжато, фраза у меня короткая, доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей».
Зощенко дружил с Тыняновым, и эти его слова, считает Олег Лекманов, можно рассматривать как «прямой комментарий писателя-практика к теоретическим выкладкам Тынянова».
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»
25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.
Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК
Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.
«КиноВышка»: полное погружение в мир кино
Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.
Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом
В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).
Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды
Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.
В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»
21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».
Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»
Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.
«Креативная индустрия учит проходить неудачи»
19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.
«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»
В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.
Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале
«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.