• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академический инбридинг особенно распространен в России и Испании

В начале 2015 года в издательстве Palgrave выходит книга «Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании», подготовленная по результатам совместного проекта Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Центра изучения международного высшего образования Бостон-колледжа. Статья, опирающаяся на выводы исследования, была недавно опубликована в одном из ведущих изданий в области высшего образования «Times Higher Education».

Академическим инбридингом принято называть практику найма университетами собственных выпускников. По словам одного из авторов книги Марии Юдкевич, это один из тех пунктов, по которому в академическом сообществе нет единого мнения, в разных странах это явление проявляется и оценивается по-разному. В США и Великобритании, например, инбридинга нет, и он не приветствуется. В других странах он, напротив, положен в основу кадровой политики. Но в целом в академическом мире считается, что инбридинг связан, скорее, с отрицательными, нежели положительными, последствиями.

Проект был попыткой разобраться в причинах и последствиях инбридинга, сравнив различные кейсы. Было выбрано восемь стран (Аргентина, Китай, Япония, Россия, Словения, Испания, ЮАР и Украина), каждая из которых характеризуется сравнительно высоким уровнем инбридинга.

По мнению Марии Юдкевич, изучение академического инбридинга важно, потому что многие университеты, ставящие перед собой амбициозные задачи роста и превращения в университеты мирового класса, переосмысливают свои стратегии, в том числе — кадровую политику. И для такого переосмысления очень важно понимать культурную укорененность сегодняшних практик, возможности и ограничения их изменений.

Исследование показало, что академический инбридинг особенно распространен в России и Испании. В Аргентине, Испании и Украине опрошенные эксперты подтвердили, что открытый конкурс на вакансии часто является иллюзией. В Китае и ЮАР процесс найма вызывает больше доверия, хотя в Китае также наблюдается высокий уровень академического инбридинга, в особенности в университетах высокого уровня.

По мнению исследователей ВШЭ, в России инбридинг связан, во-первых, с неразвитостью в стране академического рынка и академической мобильности, во-вторых, с финансовыми ограничениями российских университетов, и, в-третьих, с тем, что основной для наших вузов является все-таки преподавательская миссия. Отбор преподавателей логичнее осуществлять, когда ты хорошо знаешь человека и можешь оценить его преподавательские качества.

В книге также обсуждается влияние системы подготовки аспирантов в разных странах на распространенность академического инбридинга. Например, в России аспиранты, как правило, вовлекаются в преподавание через кафедру и научного руководителя, к моменту окончания аспирантуры они уже глубоко укоренены в вузовской структуре и не видят альтернатив. А университет, в свою очередь, заинтересован в людях, уже получивших преподавательский опыт, интегрированных в социальную среду и проявляющих к ней лояльность.

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.