А главное — внимательное отношение к студентам
26 июня состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики. Повестка дня была обширной — в общей сложности более 20 вопросов. Начали с побед.
Александр Алексахин |
По словам декана Высшей школы менеджмента (первоначально — Бизнес-школы) ГУ-ВШЭ Сергея Филоновича, стоимость обучения по программам "МВА — Общий стратегический менеджмент", "МВА — Финансы" и другим превышает стоимость аналогичных программ в других образовательных заведениях в среднем в полтора-два раза. При этом за минувшее десятилетие ни одна из программ ВШМ не была убыточной или дотируемой. Высокая цена программ ВШМ ГУ-ВШЭ позволяет набирать слушателей, которые ориентированы, в первую очередь, на получение знаний, а не на приобретение диплома. При этом, сообразуясь с экономической ситуацией, Совет Высшей школы менеджмента принял решение на ближайший год не повышать рублевые цены программ.
На сегодня, сообщил Сергей Филонович, общее число выпускников Высшей школы менеджмента по программам МВА превышает 750 человек, выпускников программы ЕМВА — 233, обучаются на программах МВА — 227, на ЕМВА — 107 человек. В программах ВШМ участвуют ведущие преподаватели и ученые ГУ-ВШЭ, к работе в Школе регулярно привлекаются менеджеры-практики, к примеру, старший вице-президент ВТБ Марина Олешек, зам. гендиректора "Связьинвеста" Надежда Филиппова, директор по персоналу "Северстали" Андрей Митюков, основатель компании "Вымпелком" Дмитрий Зимин и другие. Высшая школа менеджмента является членом Ассоциации бизнес-школ стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Европейского фонда менеджмента (EFMD), Международной ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB).
Если же говорить о проблемах, которые ограничивают дальнейшее качественное развитие и расширение деятельности ВШМ, то, как отметил Сергей Филонович, это, прежде всего, дефицит преподавательских кадров. Строго говоря, в стране сегодня вообще отсутствует структурированная система подготовки преподавателей бизнес-школ. Чтобы улучшить ситуацию, Школа намерена проводить открытые конкурсы по замещению позиций преподавателей, периодически направлять их на переподготовку в зарубежные бизнес-школы, содействовать им в защите кандидатских и докторских диссертаций, а также разработать более эффективную систему оплаты труда и даже предоставить преподавателям право на разработку и реализацию в рамках ВШМ авторских программ.
Сергей Филонович |
Одобрив стратегию развития Высшей школы менеджмента, Ученый совет перешел к рассмотрению весьма острых вопросов — стандартов взаимоотношений между преподавателями и студентами, в частности, обсуждения поправок в положение об организации контроля знаний студентов Вышки, утверждения положений о выпускной квалификационной работе, курсовой работе (курсовом проекте) бакалавров и специалистов, а также об организации и проведении практики студентов ГУ-ВШЭ.
Профессора стремились внести в проекты вышкинских регламентов поправки, которые обеспечили бы максимум свободы для студентов и максимум их защищенности от возможного "произвола" со стороны преподавателей. Обсуждалось, как исключить назначение более одного экзамена в один день: содержание и время экзаменов (зачетов) должны фиксироваться еще на стадии составления и утверждения рабочих учебных планов.
Нашло поддержку предложение разрешить слушателям бакалавриата и специалитета выбирать научного руководителя студенческих работ за пределами "родного" факультета, вплоть до того что таким руководителем в некоторых случаях может даже стать преподаватель, вообще не работающий в ГУ-ВШЭ. При этом темы работ утверждает руководитель факультета, где обучается студент. И консультантом также становится преподаватель "своего" факультета. Но не для того, чтобы держать студента "под колпаком", а опять же — в его же собственных интересах, поскольку "свой" консультант сможет вовремя подсказать, как правильно готовить работу, чтобы она соответствовала требованиям и традициям факультета, требованиям конкретной кафедры и, таким образом, могла бы впоследствии успешно пройти защиту.
Некоторые из членов Ученого совета, принявшие особо близко к сердцу "несовершенство мира", предлагали не одобрять новую редакцию регламентов, а вместо этого, "пойти в народ", то есть к студентам, чтобы окончательно прояснить, чего "народу" не хватает для счастья. На что более хладнокровные коллеги напомнили, что практически каждый из присутствующих участвует в образовательном процессе и чуть ли не ежедневно общается со студентами.
Сергей Рощин |
— Что ж, пожалуй, действительно будет правильнее просто предложить конкретные поправки в документы, — подвел итог дискуссии научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.
Итак, члены Ученого совета одобрили новые редакции положений с оговоркой, что все принятые на этом заседании уточнения будут внесены в регламентирующие тексты. Кроме того, Евгений Ясин поручил деканам провести на своих факультетах специальные совещания, чтобы еще раз обсудить новые регламенты, а главное — донести до преподавателей ту истину, что каким бы совершенным ни был документ, он все равно не может предусмотреть всех частностей жизни. А это значит, добавил Ясин, что следует не только выполнять принятые положения, но и постоянно подкреплять их действие внимательным и уважительным отношением к студентам.
Отдельный блок вопросов повестки дня заседания составили пункты, начинавшиеся со слов "О создании в ГУ-ВШЭ…".
Ученый совет одобрил создание в университете (как в Москве, так и в филиалах ВШЭ) новых подразделений:
- кафедра бизнес-статистики на отделении статистики, анализа данных и демографии факультета экономики, в качестве заведующего рекомендован Владимир Кузнецов;
- кафедра национальных счетов и макроэкономической статистики на отделении статистики, анализа данных и демографии факультета экономики — на должность заведующего рекомендован Алексей Пономаренко;
- базовая кафедра Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на факультете социологии — заведующим рекомендован Валерий Федоров;
- кафедра управления и экономики здравоохранения на факультете государственного и муниципального управления — на пост заведующего рекомендован Сергей Шишкин;
- базовая кафедра государственного и муниципального управления на факультете менеджмента Пермского филиала ГУ-ВШЭ — на должность заведующей рекомендована Елена Шадрина;
- Научно-учебная лаборатория анализа и выбора решений — в качестве заведующего рекомендован Фуад Алескеров;
- Научно-учебная лаборатория теории и практики систем поддержки принятия решений на факультете бизнес-информатики и прикладной математики Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ — заведующим рекомендован Эдуард Бабкин;
- Высшая школа управления проектами (новое подразделение дополнительного профессионально образования) — на должность директора рекомендован Валерий Аньшин.
Сергей Нагаев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM
10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
Агентство «Eduniversal» присвоило факультету бизнеса и менеджмента ВШЭ степень «3 Palmes of Excellence»
Международное рейтинговое агентство «Eduniversal» присвоило факультету бизнеса и менеджмента ВШЭ уровень «3 Palmes of Excellence», признав его «отличной бизнес-школой с усиливающимся международным влиянием». Соответствующий сертификат был вручен представителям Вышки на торжественной церемонии, которая прошла в кампусе Гарвардского университета.
Подводим итоги конкурса ППС
В Высшей школе экономики завершился «летний» конкурс профессорско-преподавательского состава. Напомним, впервые он проходил по новой схеме. Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев подводит наиболее важные итоги.
378
человек были названы лучшими преподавателями ВШЭ в Москве по итогам голосования студентов. 273 человека из них — это преподаватели, работающие на полную ставку, и 105 — совместители.
27%
российских семей готовы полностью содержать своих детей и не рассчитывать на их заработки, пока они не закончат бакалавриат. Пять лет назад таких семей было несколько меньше — около двадцати процентов.
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.
«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»
Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?
Кто списывает чаще — отличники, хорошисты или отстающие?
На семинаре Института институциональных исследований ВШЭ представлены итоги научного исследования, в котором использован оригинальный способ выявления склонности студентов списывать в зависимости от их успеваемости.