• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Моя система оценивания студентов прозрачна»

Новостная служба портала уже сообщала о том, что по результатам студенческого голосования объявлены лучшие преподаватели ВШЭ  2013. Преподаватель кафедры экономической социологии Максим Маркин назван лучшим студентами факультета государственного и муниципального управления, также он получил от них несколько «писем признательности».

 

— Максим Евгеньевич, прежде всего, поздравляем вас! Расскажите, пожалуйста, как давно и какие дисциплины вы преподаете в Вышке?

— Я преподаю с того времени, когда сам учился на первом курсе магистратуры, в целом — уже четыре года. Основной курс, который я читаю на нескольких факультетах, — вводный курс по экономической социологии. Кроме того, в этом учебном году впервые прочитал профильный авторский курс по социологии рынков для студентов факультета экономики и отделения статистики, анализа данных и демографии, и плюс — еще курс по экономсоциологии для студентов факультета государственного и муниципального управления с акцентом на экономико-социологический подход к государственному регулированию хозяйства. Несмотря на то, что это были курсы по выбору, они оказались весьма востребованными: на третьем курсе факультета государственного и муниципального управления нас выбрали более 100 студентов, а на факультете экономики и отделении статистики — около 80-ти.

— Для вас имеет значение размер курса и аудитории, профильный он или вводный?

— Не могу сказать, что мне что-то нравится больше, а что-то меньше. Скорее хорошо, когда одно дополняет другое. Вводный курс для меня интересен тем, что он дает возможность познакомить студентов с предметом, рассказать наиболее интересные сюжеты, касающиеся разных сфер. А более узкие профильные курсы позволяют углубиться в интересующую меня проблематику государственного регулирования хозяйства. Кандидатская диссертация, которую я готовлю, посвящена этому вопросу, и, конечно, я с воодушевлением читаю курс госуправленцам. Но тут всегда возникает проблема — слишком велико количество интересных сюжетов, которые хочется рассказать, так что приходится сдерживать себя, фильтровать материал, чтобы не выпасть из логики курса. Словом, во всем есть свои достоинства и недостатки.

— Как вы относитесь к идее голосования за лучших преподавателей? Принимали ли вы сами участие в этих выборах, будучи студентом Вышки?

Мне особенно приятно, что письма написали студенты факультета государственного и муниципального управления, где я в первый раз читал авторский лекционный курс, связанный с темой моей диссертации.

— Выборы — это возможность напрямую узнать мнение студентов, которое, разумеется, очень важно. Студенты, посещавшие мой курс, знают, что я постоянно пытаюсь их раскачать, чтобы они участвовали в дискуссиях, давали обратную связь. Выборы как одна из форм обратной связи полезны. Что касается моего участия в голосовании, то я успел поучаствовать в нем в качестве студента один раз, два года назад, будучи студентом второго курса магистратуры.

— Кроме того, что вас выбрали лучшим преподавателем, вы также получили несколько писем от студентов. Можете поделиться, что они написали вам?

— Цитировать не буду. Скажу только, что они написали очень приятные слова. В частности, оценили мою манеру вести занятия, желание заинтересовать их, вовлечь, сделать так, чтобы предмет не был скучным. Мне кажется, любой предмет, особенно если он в принципе полезен, можно преподнести интересно. Мне особенно приятно, что письма написали студенты факультета государственного и муниципального управления, где я в первый раз читал авторский лекционный курс, связанный с темой моей диссертации. Вообще, это здорово, если есть возможность внедрять результаты своих исследований в преподавание, это стимулирует занятие наукой и одновременно (во всяком случае, я на это надеюсь) обогащает учебные занятия интересными текстами, данными, результатами.

— Насколько сложно или, наоборот, легко для вас сочетать преподавательскую и исследовательскую деятельность?

— Это, конечно, непросто. Сейчас, летом, когда нет преподавательской нагрузки, я планирую больше времени посвящать исследованиям. Период с августа по октябрь я проведу в Высшей школе социальных наук в Париже как академический аспирант. Затем, если все будет хорошо, у меня намечено еще две исследовательские стажировки в зарубежных университетах.

— Интересно поговорить о методике преподавания. Что оживляет занятия, а что раздражает студентов? Используете ли вы чужие практики, есть ли у вас примеры для подражания, «образцы» преподавания?

— Несомненно, я заимствую методические приемы моих учителей. На мой взгляд, логично и правильно использовать то, что кажется удачным, то, что мне в свое время как студенту нравилось. В самом начале преподавательской деятельности мне говорили, что по манере преподавания я копирую Вадима Валерьевича Радаева. А потом те же люди сказали, что у меня появился свой стиль. Я стараюсь читать лекции динамично — в сухом изложении материал есть в учебниках, в статьях, а лекция должна быть живая. Что касается частностей, то, например, я никогда не говорю в микрофон даже в большой аудитории, нужно уметь «держать» аудиторию и без микрофона, для этого надо говорить громко и с интонациями. На занятиях я стараюсь находить место для юмора, приводить шуточные примеры, анекдоты, которые иллюстрируют излагаемый материал.

— Вы не боитесь каверзных вопросов от студентов?

Я с удовольствием ставлю десятки, хотя в Вышке это и не распространено, так как считаю, что если человек отработал весь курс на сто процентов, его надо поощрить. Если же я ни разу не видел студента, это без дискуссий ноль баллов. Многие преподаватели ставят оценку, начиная от трех баллов, но ведь есть еще ноль, один и два, и я не стесняюсь их использовать.

— Я не боюсь сказать, что я чего-то не знаю. Даже если мне задают вопрос, ответ на который я знал, но забыл, мне не стыдно сказать, что я не помню, но пришлю информацию, если мне напишут на почту. Качество образования оценивается не по формуле: «запомнил — не запомнил», важно понимание предмета. Кстати, поэтому и от студентов я не требую запоминания множества частных показателей. Для меня критерием составления вопроса для экзамена является тот факт, могу ли я сам сходу ответить на этот вопрос. Если да, то вопрос можно оставлять, а если я не могу сразу ответить, если мне необходима дополнительная информация, значит — не надо про это и спрашивать.

— Насколько вы требовательный преподаватель?

— Я не думаю, что удастся найти студента, который скажет, что какой-то из моих курсов был зачтен ему без труда. Но также вряд ли многие скажут, что я был неадекватным и специально «топил» их на экзамене. Система оценивания весьма прозрачна: если человек ходил на занятия, читал тексты, участвовал в дискуссиях на семинарах, он уйдет со своей десяткой. Я с удовольствием ставлю десятки, хотя в Вышке это и не распространено, так как считаю, что если человек отработал весь курс на сто процентов, его надо поощрить. Если же я ни разу не видел студента, это без дискуссий ноль баллов. Многие преподаватели ставят оценку, начиная от трех баллов, но ведь есть еще ноль, один и два, и я не стесняюсь их использовать. Поэтому при изучении распределения оценок по моим курсам, вы не увидите типичное преимущество шести-семи баллов. Эти баллы для меня вообще загадка, я не понимаю, какой студент, с какими знаниями стоит за ними. Я ставлю много высоких и немало низких оценок.


Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков — 2024

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков 2024 года. К участию приглашаются кружки по программированию, робототехнике, киберфизике, космическим технологиям, БАС и другим направлениям, студенческие технологические команды, а также организации, которые комплексно развивают кружковую работу. Регистрация открыта до 31 декабря на сайте.

ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!

В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.