«Работа с детьми приносит мне счастье»
В начале апреля сообщество вожатых НИУ ВШЭ «Вышка — детям!» запустило новый проект — онлайн-лагеря для детей. О цифровом досуге подростков, плюсах и минусах добровольчества, а также лайфхаках для тех, кто только начинает помогать, рассказывает волонтер программы, студент 2 курса Даниил Мятин.
О первых шагах в волонтерстве
Пожалуй, моя самая значительная мотивация заниматься добровольчеством имеет глубокие корни — прабабушка даже в последние годы жизни говорила, как важно помогать людям. Сколько добрых дел она успела сделать, мне в детстве рассказывали черно-белые фотографии из семейного альбома. Но окончательно я решил стать волонтером после поездки в Детский центр онкологии и гематологии им. Дмитрия Рогачева. Увидев, как много человек ежедневно нуждаются в помощи и с какой благодарностью они ее принимают, я понял, что хочу этим заниматься. Летом 2015 года я участвовал в разных мероприятиях, чтобы попасть в летнюю смену Детского движения Москвы в Крыму. Затем в моей жизни появились «Волонтеры Победы». Сейчас кроме этого проекта я координирую работу волонтеров проекта «Моя история», который помогает людям в изучении генеалогии. Также работаю в школе №1522 имени В. И .Чуркина, где занимаюсь развитием ученического самоуправления и Российского движения школьников.
О проекте «Вышка — детям!»
В Вышке я принимаю участие в проектах Школа кураторов, Школа старост и «Вышка — детям!». Узнав о наборе в последний, я решил, что хочу присоединиться к создающейся команде, так как у меня уже был значительный вожатский опыт на других программах. И я всегда использую любую возможность поработать с детьми — это приносит мне счастье.
Сейчас в проекте «Вышка — детям!» мы проводим онлайн-смены: уже стартовала четвертая под названием «Вокруг света за 14 дней». Я был вожатым на каждой смене: проводил время с ребятами, рассказывал об активностях, организовывал отрядные события и качественный сбор обратной связи. Кроме этого я часто становлюсь организатором некоторых элементов программы: зарядок, творческих и спортивных мастер-классов, но больше всего люблю вечерние сказки. Больше, чем за месяц, я успел их прочитать порядка десяти раз.
О цифровом досуге и индивидуальных занятиях
У нас в онлайн-лагере не бывает стандартных дней, каждый по-своему уникален. Утром я открываю чат с ребятами, обязательно настраиваю их на позитивный лад и сообщаю расписание на день. Часто им нужно снять видео или подумать над постановкой для вечерних мероприятий. В таком случае мы с напарницей разделяем обязанности: кто-то модерирует идеи ребят, а кто-то идет на пары. Я нередко провожу мастер-классы или продумываю вечернюю сказку.
Ближе к наступлению вечера напоминаю про первые активности — спортивные и творческие мастер-классы, слежу за тем, чтобы ребята могли к ним подключаться. По вечерам проводится общелагерный квест или другое развлечение для всех. В конце дня мы с отрядом слушаем сказку. В целом, мы с напарницей всегда на связи в отрядном чате и стараемся отвечать на любой вопрос каждого ребенка максимально быстро.
Я часть занимаюсь с детьми индивидуально: помогаю снимать видео для вечернего события, делая с ребенком раскадровку, или же провожу отрядную свечку, на которой стараюсь прочувствовать эмоции каждого и дать тактичный, грамотный и полезный фидбек.
О достоинствах и недостатках добровольчества
Из плюсов я однозначно могу выделить развитие в себе качеств, невероятно важных для любого человека в современном мире, — открытость, доброта, отзывчивость, а главное, умение слышать и слушать каждого человека. Волонтерство — это возможность познакомиться с близкими по духу людьми, которые в последующем могут стать частью близкого окружения.
Из минусов назову, пожалуй, только один — не все люди понимают значимость добровольческой деятельности. Раньше мои знакомые и родственники утверждали, что быть волонтером бессмысленно. Но дискуссии с ними помогли мне выработать стрессоустойчивость, и это еще один несомненный плюс, ведь она нужна почти в любом деле.
О роли волонтерства в жизни студентов
В последнее время я часто замечаю, что у многих студентов, только поступивших в университет, времени чуть больше, чем в последних классах школы, когда они активно готовились к поступлению. В этот момент появляется потребность в самореализации, в деятельности, которая принесет пользу не только тебе, но и окружающим людям, месту, где ты учишься и живешь.
Студент-волонтер не просто развивает в себе навыки, необходимые в дальнейшем, но и наполняет свою жизнь множеством эмоций и впечатлений
Волонтеров поддерживают многие университеты. В Вышке, например, существует даже отдельный трек для повышенной академической стипендии, связанный с волонтерством.
О том, с чего нужно начинать
Я всегда советую студентам сначала изучить, какие волонтерские организации и проекты есть в университете — Высшая школа экономики славится многообразием и возможностью выбора — и определить свой круг интересов. Также нужно четко понимать, сколько свободного времени вы готовы отдавать добровольчеству. Составив шорт-лист для выбора направлений, можно смело приступать к записи на первые события. Я рекомендую ребятам фиксировать эмоции от той или иной деятельности. Это поможет быстрее определиться с конкретным направлением развития. В целом, в волонтерстве главное — желание помочь и готовность развиваться, а остальное придет с опытом!
Стать частью команды проекта «Вышка — детям!», можно заполнив анкету (только для студентов НИУ ВШЭ)
Познакомиться с проектом можно в группе Вконтакте или в Instagram