Какие стены станут родными?
Завершился первый этап проводимого Высшей школой экономики закрытого публичного конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию Университетского кампуса ГУ-ВШЭ в подмосковном Троицке. О конкурсе и представленных на него проектах рассказывают члены конкурсного жюри: первый проректор Московского архитектурного института Михаил Шубенков и руководитель Мастерской №3 Моспроекта-2 имени М.В.Посохина Марк Фельдман.
Участие в конкурсе принимают преподаватели, профессора и студенты Московского архитектурного института (МАРХИ).
— Насколько распространена в России практика проведения подобных конкурсов при строительстве столь крупных объектов?
Михаил Шубенков: Специфика архитектурной деятельности предопределена тем, что заказчик ищет того архитектора, который наиболее эффективно способен решить поставленную задачу с разных точек зрения: технической, технологической, социальной, эстетической и других. Именно конкурс позволяет, с одной стороны, заказчику получить несколько вариантов решения одной проектной задачи, а с другой, талантливому архитектору без «чинов и званий» напрямую выйти на своего заказчика. Участие в архитектурных конкурсах должно быть перманентным состоянием архитекторов.
К сожалению, в России культура архитектурных конкурсов развита недостаточно, поскольку плохо согласуется с практикой «предопределенности заказа». У нас и архитекторов недостаточно. Многие проекты строятся без архитектора — по образцам, по каталогам, по «разумению» строителей. Архитектор нужен, когда есть потребность в особенном, уникальном, сложном, когда необходимо увязать новый объект и существующее окружение, пространственную структуру объекта и деятельность людей, историю, традиции и современность.
Конечно, и в данном случае можно было просто пригласить мастера, практика с опытом застройки больших территорий. Зачем нужен был конкурс, многовариантность, оригинальность? Видимо, потому, что заказчик понимал, что архитектура, то есть среда, должна быть другой, не сегодняшней, а соответствующей новой концепции образования, новым требованиям к профессионализму, новой жизни. В архитектурной деятельности у мастера и студента шансы найти нужное решение одинаковы, поскольку это творчество, но, чтобы проектировать такой объект, как университетский кампус, нужны определенные профессиональные навыки — это под силу только старшекурсникам и преподавателям. Они и участвовали в конкурсе.
— Какими рамками были ограничены разработчики проектов?
— Архитектурный проект начинается с задания. Чем точнее сформулированы требования к будущему объекту, тем проще архитектору найти подходящее решение. При этом должна допускаться свобода для поиска самых оригинальных решений. По правилам, техническое задание на проектирование составляется совместно заказчиком и архитектором. Рамки данного задания были связаны с соблюдением ряда приоритетов: территория должна быть освоена полностью, требования к зонированию и обеспечению площадями строго выполнены, застройка должна быть рассредоточена. Главное ограничение – это сроки выполнения проекта.
— Кто более активно выставлял свои проекты на конкурс — опытные архитекторы или начинающие? Можно ли выявить некий архитектурный «тренд» в этих проектах?
— Проекты были самые разные и авторы тоже. Трудно отделить опытных от начинающих, поскольку все выступали в тандемах. Если говорить о трендах, то удивительным было то, что предпочтение получили не ясные, симметричные, конкретные, классические, а, наоборот, «заумные», сложные, формально-пафосные, аллегорические, в общем, модно-современные проекты. Все они не похожи друг на друга и оригинальны.
— Давать окончательную оценку проектам-финалистам сейчас, когда конкурс еще продолжается, было бы не совсем корректно. И все-таки, насколько большой доработке проекты, на ваш взгляд, подвергнутся на втором этапе конкурса?
— Каждый из отобранных на первом туре конкурсантов имеет собственный потенциал оказаться финалистом. Задача сложна тем, что участники с результатом ознакомились и должны предложить новые идеи развития заявленных концепций, но в рамках одобренных жюри направлений. Все участники будут выполнять макеты в более крупном масштабе, и я подозреваю, что макеты и архитектурные средовые фантазии станут главными объектами конкуренции. Все остальные чертежи принципиально не изменятся, а только уточнятся и дополнятся. Важна роль заказчика – ВШЭ. Поскольку второй тур – заказной, то задание можно сориентировать на свои уточнившиеся после первого тура интересы и ожидания.
— Когда можно ждать финального вердикта по конкурсу? Нет ли риска, что члены жюри могут принципиально разойтись в оценке проектов?
— Окончательные решения будут готовы 18 января 2011 года, потом соберется жюри. Мнение членов жюри может расходиться и довольно существенно, слишком разными глазами мы оцениваем результат. Но это не страшно. Экспертное мнение в подобной ситуации субъективно по определению. Но процедура конкурса все же позволяет получить однозначный результат, и с ним нужно будет смириться.
А вот как оценивает ход конкурса Марк Фельдман:
— На мой взгляд, самое замечательное достижение нынешнего конкурса — это сам факт его проведения. Амбициозные планы ВШЭ в области развития своей материальной базы требуют от заказчика отчетливо и грамотно сформулировать задание на проектирование объектов, что является далеко не простым решением, поскольку в сумме таких заданий формулируется общая политика строительства университета на долгие годы.
В то же время для МАРХИ участие в подобном «реальном» конкурсе и разработка проектов в качестве курсовых или дипломных работ повышает у участников уровень требований к самим проектам, так как оцениваться они будут не «своими», а непосредственно конкретным заказчиком.
Первый тур, помимо того, что выявил наиболее перспективные проекты, которые смогут получить развитие на следующем этапе конкурса, показал взаимную заинтересованность участников в нем. Мое общее пожелание и к заказчикам из Высшей школы экономики, и к участникам со стороны МАРХИ — не останавливаться на достигнутом. Замечательное начало должно иметь обязательное продолжение.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!
В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.
Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.
«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»
Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.
В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ
Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.
До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN
В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.
«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов
Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.
Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.
«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов
Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.
«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон
На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.
Объявлены итоги конкурса от HSE ART AND DESIGN SCHOOL X Mezzatorre X Albione
В начале года Mezzatorre и Albione, бренды женской и мужской повседневной одежды, проводили для учащихся Школы дизайна НИУ ВШЭ конкурс на создание принтов для лимитированных коллекций. Задачей участников было придумать три серии принтов на темы, отражающие разные ощущения города, от энергии и динамики до эскапизма. По итогам победителями стали семь студентов, работы которых будут представлены в офлайн-магазинах брендов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.