«Нужно понимать, с кем ты будешь проводить свое время»
Дмитрий Буруто, выпускник магистерской программы «Управление человеческими ресурсами» направления «Менеджмент», консультант в компании «Accenture», считает, что главное при поиске места учебы и работы — уяснить, какие у тебя будут, соответственно, преподаватели и коллеги.
— Дмитрий, расскажите, как начиналась ваша профессиональная деятельность?
— Первой моей «работой» стал социологический клуб «Город» — студенческая организация Вышки, где я участвовал в организации семинаров, выездных школ для старшеклассников, других проектах. Тогда же я участвовал в нескольких исследованиях. Одно из самых ярких впечатлений — исследование рынка вузов в сфере социологии. Это был такой mystery shopping (метод «тайного покупателя»), когда мы поступали в эти вузы летом как абитуриенты, будучи уже студентами Вышки. Поэтому у меня, помимо учебы на факультете менеджмента, выстраивалась социологическая «линия», приобретался опыт по организации различных мероприятий.
Дальше появилась еще ММАСС — Международная методологическая ассоциация. Не могу сказать, что я был сильно вовлечен в эти тренинговые активности, потому что был загружен в университете и в «Городе», но определенный опыт я все же получил. Потом я решил продолжить свое развитие уже непосредственно в сфере управления человеческими ресурсами. Тогда я пошел по пути наименьшего сопротивления: мой научный руководитель в бакалавриате Татьяна Николаевна Лобанова работала в консалтинговой фирме «Топ-менеджмент Консалт», и я попросился туда на практику. Дальше у меня начался, наверное, классический путь прихода в управление персоналом — через рекрутинговое агентство (Мэнпауэр). Это был очень ценный опыт, несмотря на все трудности, ведь рекрутинговое агентство помогает отточить базовые навыки: общение с людьми, проведение интервью, выяснение мотиваторов, стыковка кандидата с компанией, в которую ты его хочешь продать. Требуется высокая степень самоорганизации. Было очень тяжело работать в таком жестком режиме, учиться и писать диплом одновременно. К тому же в тот момент у меня уже была семья, но все же как-то получилось.
Вообще вся история начала моего карьерного пути состоит в том, что мне нужно было находить практику для написания различных работ в Вышке. И когда мне нужно было писать магистерскую диссертацию, я устроился в компанию «Бюджетные финансовые технологии» специалистом по персоналу. Результат — интересная работа, которую высоко оценили профессор Азер Гамидович Эфендиев, с ним мы составляли анкету для моего исследования. Рецензентом был Сергей Ростиславович Филонович, а моим научным руководителем была Ирина Анатольевна Переверзева. А дальше у меня снова был поиск, и после некоторых раздумий выбор пал на международную консалтинговую компанию «Accenture», в которой я и работаю уже почти четыре года. Сначала был аналитиком, а теперь уже консультант третьего года.
— Что из полученного в Вышке оказалось полезным и важным для работы?
— В 2000 году я поступил на факультет менеджмента в бакалавриат, в 2004 пошел в магистратуру «Управление человеческими ресурсами». Меня звали в аспирантуру после окончания, но с работой это трудно совмещать, поэтому я решил научную стезю пока оставить. Опыт показал, что Вышка дает хороший понятийный аппарат. Вообще, я думаю, основная задача образовательной системы — дать нормальный понятийный аппарат. Фактически это базовые основы в той области, в которой ты собираешься развиваться. И сейчас я готов согласиться с Эфендиевым в том, что нам дали хорошее фундаментальное образование. Второй момент — английский язык. Он обеспечивает огромное преимущество, поскольку ты можешь работать не только в российских, но и в западных компаниях — выше уровень заработной платы и больше возможностей карьерного роста.
Для нас, студентов магистратуры, наиболее ценными из преподавателей всегда были практики, до сих пор мы общаемся с некоторыми из них, но уже в статусе коллег, партнеров. Вот, например, Наталия Валентиновна Севастьянова часто приглашает нас (ее выпуск) на дачу, мы постоянно созваниваемся, что-то обсуждаем. В общем, одно из наиболее ценных приобретений — контакты, которые у тебя есть с преподавателями, с практиками.
Что еще? «Умение считать» — знание экономических основ и математического аппарата. Умение пользоваться базовым инструментарием в Excel, как говорится, "is a must". «Умение писать» — это способность правильно выражать свои мысли, точно и корректно, без орфографических и грамматических ошибок. Ну и потом, «умение говорить» в широком смысле слова. Это умение и в частной беседе донести свои мысли до слушателя, и умение сделать презентацию, рассказать что-то для большой аудитории, чтобы тебя поняли, и умение ответить на вопросы. В Вышке, конечно, этот аспект так уж специально не затрагивается, но когда человек презентует что-то в учебной аудитории (свою работу или дипломный проект), то навык так или иначе формируется.
— А были какие-то моменты, когда казалось, что узнал что-то невероятное?
— Когда мне что-то рассказали, и я восхитился? Честно говоря, я до сих пор использую некоторые материалы, оставшиеся после обучения. Например, по оценке и обучению персонала.
— В «Accenture» вы не сталкивались с выпускниками из Вышки?
— Да, у нас их много.
— Они чем-то отличаются от выпускников других вузов?
— Сложно говорить о какой-то тенденции просто потому, что есть много индивидуальных особенностей. Но можно отметить мотивированность людей. Это может быть и карьера, и профессиональный рост. Я бы, наверное, это выделил. У нас много людей из Вышки, и можно отметить, что они приходят, не просто чтобы провести время. Все они хотят решать интересные задачи и понимают, что от этого зависит их профессиональное развитие, карьерный рост.
— Что, на ваш взгляд, важно при выборе магистерской программы?
— Если бы мне сейчас предложили еще раз поступать в магистратуру, то первое, что бы я сделал — это посмотрел на преподавательский состав. Нужно понимать, с кем ты будешь проводить свое несвободное и свободное время. Также, когда ты приходишь в компанию, когда ищешь работу, нужно понимать, хотя бы примерно, с кем ты будешь работать. Если тебе эти люди неинтересны, если у тебя есть сомнения в их квалификации, если у тебя вообще есть сомнения, то, может быть, оно того и не стоит. Но если ты видишь, что это профессионалы в своем деле, и у них есть, чему учиться, то нужно идти. Второй момент — это спрос на выпускников. Я, кстати, вспоминаю, что когда-то читал «трактат» Эфендиева по поводу того, почему стоит учиться в магистратуре по программе «Управление человеческими ресурсами». Там было ровно то же: сначала преподавательский состав, потом — рынок труда. И еще там была интересная оговорка, что профессионала найти очень тяжело. Действительно, найти таких людей, которые могут выполнять работу, плюс тебе было бы с ними комфортно, плюс они бы не нуждались в переобучении, — очень сложно. Поэтому у меня есть большое пожелание к абитуриентам: если уж пришли учиться, то учитесь, пожалуйста, хорошо.
— Вы можете назвать себя профессионалом?
— Знаете, по большому счету все-таки сложно назвать критерии, по которым можно определить профессионала, это что-то такое необъятное. Профессионалом нужно быть не вообще, а в каждый конкретный момент времени. Если еще год назад меня спросили бы об этом, я бы затруднился с ответом. Одним из критериев может быть внутреннее (свое собственное) и внешнее признание. Первое — это как ты сам оцениваешь свою работу. Поскольку я человек придирчивый, любую работу, в том числе и свою, оцениваю очень пристрастно: бывали и ошибки — их никак не избежать. А внешнее — это признание твоих заслуг коллегами, руководством и вообще окружением. Вот сейчас, например, у меня идет достаточно сложный проект. Одна из политик нашей компании состоит в том, что прежде чем тебя повысят, тебе дадут задачу сложнее предыдущей. Если ты справляешься, то это серьезное основание для повышения. Сейчас уже есть некоторые оценки со стороны клиента, что мы делаем работу хорошо. Поэтому, наверное, сегодня на ваш вопрос я отвечу: «Да».
— А какие у вас профессиональные планы?
— Для меня сейчас это сложный вопрос. В принципе, есть определенные ожидания с моей стороны в отношении «Accenture». Например, то, что мой вклад в текущий проект будет оценен по достоинству. Тогда будет смысл поработать здесь еще, понять, на что я способен и насколько мне это интересно. Если нет, то, возможно, будет очередной поиск работы, хотя, если честно, не хотелось бы.
Дарья Филиппова, аналитик Центра внутреннего мониторинга ГУ-ВШЭ, специально для новостной службы портала
Вам также может быть интересно:
Первая в России онлайн-магистратура на английском языке откроется в Вышке
В этом учебном году в НИУ ВШЭ стартует набор на магистерскую программу Master of Data Science по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемую полностью в онлайн-формате на глобальной образовательной платформе Coursera. Прием документов продлится до 6 декабря, занятия начнутся в феврале. После успешного окончания программы выдается диплом магистра НИУ ВШЭ.
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?
«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.
«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»
28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.
Вышка наградила своих лучших выпускников
16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.
Магистратура как продолжение работы
Студент магистерской программы «Политические вызовы современности» Института образования ВШЭ выступил с докладом в Брайтоне (Великобритания) на одном из наиболее авторитетных форумов в области сетевого анализа — международной конференции «Sunbelt Conference of the International Network for Social Network Analysis».
«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»
20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».