Глава QIWI объяснил, как сделать бизнес успешным
Борис Ким |
Бренд QIWI появился в России 22 апреля 2008 года, сегодня он легко узнаваем и является единым для целого ряда направлений компании: терминалы платежей сотовой связи, электронный кошелек, реклама, банк, терминалы доставки товаров. Пятнадцать лет назад, в 1998 году, свои первые шаги компания начала со scratch cards (карта хранения кодов доступа к предоплаченным услугам, например, фиксированной сотовой IP-телефонии, интернет-подключения и других типов связи). По тем временам подобные карты были настоящей прорывной инновацией, позволяющей организовать зарождающийся прием платежей за сотовую связь, рассказал Борис Ким. Первоначально scratch cards продавались только в салонах сотовой связи, идея компании QIWI была — «донести scratch cards в каждый ларек». Далее QIWI занимался улучшением расширением этой затеи: начались продажи ваучеров, появилась возможность пополнения счета при помощи кассира и, наконец, терминалы самообслуживания. Несмотря на то, что терминалы QIWI сегодня приносят 12 миллионов рублей в день, их эволюция практически остановилась, и дальнейший свой рост компания связывает с электронно-платежной системой QIWI-кошелек.
К главным урокам, которые можно извлечь из успеха компании QIWI, Борис Ким отнес, во-первых, поиск реальной потребности человека. QIWI нашел ее в сотовой связи.
Во-вторых, необходимо найти быстрорастущий сегмент рынка. «Хорошо, если рынок растет двузначными темпами, но еще лучше, если рост происходит по экспоненте, — отметил Борис Ким. — Экспонента хороша тем, что она прощает вам ваши же ошибки, так как не чувствительна к прошлому опыту. Также экспонента расслабляет конкурентов, позволяя вырасти быстро и незаметно. Если рост компании происходит медленно и линейно, существует большая вероятность, что вас задавят».
В каждый момент времени человек должен быть достаточно умным, чтобы понимать пределы своих возможностей, и одновременно достаточно безрассудным, чтобы иметь смелость выскочить за эти пределы.
Третий урок заключается в том, чтобы не стесняться использовать в своем бизнесе чужие идеи. «QIWI совместила идею терминалов (первыми в этом была компания «Элекснет»), франшизы и сильный розничный рынок. При создании QIWI-кошелька мы использовали идеи Яндекс-денег, WebMoney и других. Около 90% успеха не в идее, а в умении ее реализовать. И из уважения к автору этой идеи ее нужно воплотить в жизнь хорошо. В нашей компании мы считаем, что делать правильные вещи и правильно делать вещи — это разные компетенции», — сказал Борис Ким.
Далее, не стоит бояться «бизнес-каннибализма», считает Борис Ким. Как говорил Стив Джобс: «У нас не богатый выбор — либо мы сами себя съедим, либо нас съедят другие люди». Если посмотреть на эволюцию продуктов QIWI, то каждый последующий продукт «съедал» предыдущий.
И наконец, как считает Борис Ким, необходимо уметь выращивать стартапы внутри своей компании, несмотря на то, что из-за постоянной нехватки ресурсов есть большой соблазн сэкономить на них.
«Компания QIWI была на грани уничтожения несколько раз, и если бы не умение команды бороться, мы не добились бы сегодняшнего успеха. Главное в жизни — воля и четкое понимание того, для чего вам нужны ваши знания. Когда этого нет — все бессмысленно. В каждый момент времени человек должен быть достаточно умным, чтобы понимать пределы своих возможностей, и одновременно достаточно безрассудным, чтобы иметь смелость выскочить за эти пределы. Секрет успеха QIWI в формуле: воля плюс желание прорваться за пределы своих возможностей», — заключил Борис Ким.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Учиться у Европы в ГУ-ВШЭ
Банковским институтом ГУ-ВШЭ разработана программа по профессиональной переподготовке для сотрудников Банка России, в рамках которой занятия по современным платежным системам, обеспечивающим движение денежных средств по всему миру, проводили представители европейских центральных банков и международных финансовых институтов.
Движение денег: гармоничность достигается тренировкой
С 10 ноября в рамках программы по профессиональной переподготовке для сотрудников Банка России, разработанной Банковским институтом ГУ-ВШЭ, начались занятия по современным платежным системам, обеспечивающим движение денежных средств по всему миру.