• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенческий киберспорт в России: рост популярности и перспективы фиджитал-спорта

Студенческий киберспорт в России: рост популярности и перспективы фиджитал-спорта

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Эксперты ВШЭ выяснили, что 75,3% студентов мужского пола играют в соревновательные онлайн-игры как минимум несколько раз в месяц. Среди женщин такое хобби встречается гораздо реже: только 20,2% студентов женского пола интересуются онлайн-играми. Об этом свидетельствуют результаты экспертно-аналитического доклада о состоянии студенческого киберспорта в отечественных вузах, выпущенного специалистами НИУ ВШЭ.

Авторы исследования выяснили, что 19,9% всех студентов играют в онлайн-игры каждый день, 17,1% — несколько раз в неделю и 11,7% — несколько раз в месяц.  51,3% студентов вовсе не играют в онлайн-игры.

Среди мужчин эти показатели выше: 33,4% играют ежедневно, 27,3% — несколько раз в неделю, 14,6% — несколько раз в месяц. Только 24,6% из них не играют вовсе. Среди женщин эти цифры намного скромнее: 5,5% играют каждый день, 6,2% — несколько раз в неделю, и 8,5% — несколько раз в месяц. Большинство, 79,8%, в онлайн-игры не играют.

В докладе также отмечается, что наибольшую поддержку киберспорту оказывает Российский технологический университет (РТУ МИРЭА). Этот вуз выделяется профессиональным техническим оснащением своего киберспортивного центра, материальной и организационной поддержкой студентов, а также мотивированностью членов киберспортивного сообщества. Кроме РТУ МИРЭА, в тройку лидеров по развитию киберспортивной инфраструктуры входят РГУ им. А.Н. Косыгина и РЭУ им. Г.В. Плеханова. Также высокий уровень поддержки киберспорта отмечен в Томском государственном университете, Московском политехе, Университете ИТМО, НИУ ВШЭ и других вузах.

Авторы доклада отметили интересное направление в киберспорте — фиджитал-спорт, который сочетает классический спорт, киберспорт и технологии виртуальной реальности. В России это направление представлено множеством дисциплин, включая фиджитал-футбол, баскетбол, гонки, единоборства, хоккей и MOBA-игры.

В ходе исследования был задан вопрос о необходимости включения фиджитал-спорта в учебную программу по физкультуре. 22,6% респондентов «определенно согласны» с этим, 22,1% «скорее согласны». Среди тех, кто играет в игры, 25,5% «скорее согласны», а 36,8% «определенно согласны». При этом 55,4% мужчин и 33,1% женщин поддерживают идею включения фиджитал-спорта в учебную программу.

На данный момент многие российские вузы активно развивают и поддерживают фиджитал-спорт. Алтайский государственный университет разрабатывает программы по его введению как отдельной дисциплины. В 2022 году в России был запущен проект «Игры будущего», международный турнир по 16 фиджитал-дисциплинам, с планируемым проведением чемпионата в 2024 году.

Илья Яськов

«Поддержка киберспортивных инициатив — это возможность вовлечь студентов в конструктивную деятельность, не упустить из виду активную часть молодежного сообщества. Для многих университетов эта сфера пока что terra incognita, и те, кто уже открыл для себя киберспорт, сейчас находятся в более выгодных условиях: у них появляется дополнительный фактор привлекательности для абитуриентов, растет разнообразие внеучебных активностей, формируются научные группы вокруг данных, которые генерирует эта область», — прокомментировал доклад заместитель проректора НИУ ВШЭ Илья Яськов.

Доклад о состоянии студенческого киберспорта был подготовлен группой специалистов НИУ ВШЭ. Руководитель проекта — Илья Яськов. Исследование посвящено значимости и перспективам развития киберспортивного сообщества, а также актуальным проблемам поддержки киберспорта в вузах, включая обзор лучших практик поддержки в разрезе университетов и общественных организаций. Представленные в докладе результаты анализа основаны на двухэтапном исследовании. В частности, на втором этапе исследования был проведен количественный онлайн-опрос с использованием сервиса Yandex Forms, в котором приняли участие 21 800 студентов из 322 университетов России. Опрос проходил с 10 марта по 5 апреля 2023 года.

Читать доклад

Вам также может быть интересно:

Киберспортсмены лучше играют онлайн

На соревнованиях киберспортсмены, как и другие атлеты, сталкиваются со стрессом и показывают худший результат из-за давления ответственности. Ситуация усугубляется, если исход игры решается в дополнительное время. При этом во время онлайн-турниров результативность падает не так сильно, как в матчах со зрителями, — разница может достигать 30%. Это показало исследование коллектива авторов из московского и пермского кампусов ВШЭ и Европейского университета Виадрина. Статья опубликована в престижном Journal of Economic Behavior & Organization.

НИУ ВШЭ совместно с партнерами будет развивать российский киберспорт и онлайн-образование

НИУ ВШЭ, «Сколково», АНО «Цифровая экономика», Федерация компьютерного спорта России, Ассоциация профессионалов индустрии оперирования и разработки игр и Сколтех заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в сфере развития игровой индустрии и онлайн-образования. В рамках соглашения предполагается создание опорного центра исследований игровых образовательных технологий на базе Вышки. Подписание состоялось в рамках выставки-форума «Россия» на ВДНХ.

Поединки, косплей и пицца: как в Вышке прошел киберспортивный фестиваль DotaFest

В конце февраля в Центре культур Высшей школы экономики состоялся киберспортивный фестиваль DotaFest, организованный сообществом «КиберВышка». Здесь студенты ВШЭ и других университетов страны могли погрузиться в мир популярных компьютерных игр, а также принять образ любимого персонажа на конкурсе косплея. На круглом столе представители вузов обсудили, каковы перспективы развития киберспорта в России и какую роль в этом процессе играет университетское сообщество.

Играй, смотри, побеждай: в НИУ ВШЭ пройдет Киберфест

22 октября в Центре культур НИУ ВШЭ состоится Киберфест — фестиваль, посвященный играм, диджиталу и гик-культуре. В программе VR-игры, мини-турниры, конкурс косплея. Центральным событием станет финал межкампусного турнира по CS:GO прямо на сцене Большого зала.

Высшая школа экономики выпустила первых менеджеров в киберспорте

Дипломы ВШЭ о профессиональной переподготовке по направлению «Менеджмент» и сертификаты Федерации компьютерного спорта (ФКС) получили первые выпускники программы «Управление киберспортом/E-Sports Management». Кроме того, часть выпускников получила судейскую категорию.

Программа, которая поможет развитию киберспорта в России

Обороты киберспортивной индустрии постоянно растут, а сам киберспорт вскоре может стать олимпийским видом. Обучением менеджеров в этой сфере займутся НИУ ВШЭ и Федерация компьютерного спорта России, открывающие программу профессиональной переподготовки «Управление киберспортом». Прием заявлений на программу завершается 30 ноября.

Вышка начинает готовить менеджеров киберспорта

В Высшей школе экономики открывается программа «Управление киберспортом/ E-Sports Management». Она подготовлена и будет преподаваться лучшими киберспортивными практиками, экспертами из «большого спорта», топ-менеджерами спортивных и киберспортивных организаций, специалистами из смежных областей.