«Скорость, адаптивность и технологии»: можно ли научиться ритейлу в вузе
Многие люди видят в ритейле призвание и большой потенциал для личного роста и целенаправленно выбирают именно его в качестве будущей специальности. Студентка 1-го курса магистерской программы «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Екатерина Соколова в интервью порталу «Москва 24» рассказала, что магазин во дворе — это не бизнес для ленивых, что за ним скрывается целая мультисистема, а также почему должно пройти время, чтобы все это поняли.
Почему ритейл?
В 2021 году я получила степень бакалавра по направлению «Логистика и управление цепями поставок», в сентябре прошлого года поступила в магистратуру «Менеджмент в ритейле», а в свободное от учебы время работаю в секторе FMCG (Fast Moving Consumer Goods — товары повседневного спроса) административным ассистентом. То есть вся моя жизнь сейчас так или иначе связана с ритейлом. Возможно, выбор не для всех очевидный: у молодежи востребована сфера ИТ, финансов, банковские и госструктуры, разные стартапы.
Зачастую может казаться, что ритейл — это что-то максимально простое, банальное. Но ведь на самом деле мало кто задумывается (и для меня это было открытием тоже), какой объем аналитики стоит за тем, чтобы вот эта конкретная бутылка молока продавалась в этом конкретном магазине и стояла на этой конкретной полке по соседству с подходящими товарами. И с каждым годом такая потребительская аналитика все усложняется, а покупать ту самую бутылку молока для клиентов торговых сетей становится, наоборот, все проще и удобнее.
Я шла на эту программу осознанно. Хотела, чтобы практики было больше, чем теории, чтобы были кураторы, которые не просто хорошо разбираются в теме, а работают в этой отрасли. Например, на моей программе в качестве куратора выступает X5 Group, и именно это взаимодействие помогло осознать до конца, что торговая компания — это не просто магазины, а глобальная ИТ-инфраструктура, логистический комплекс, производство готовой еды и еще много чего. Такой сложный организм, в котором мне еще только предстоит до конца разобраться. Для этого с нами постоянно встречаются специалисты и руководители, показывают реальные практические кейсы. Это не презентации, которые показывали в вузах еще лет 10 назад, а только то, что пригодится в реальной работе. Мои коллеги, кстати, удивляются, когда я рассказываю им новые фишки: не верят, что такое могут давать в вузе.
К тому же такая коллаборация — неплохой шанс зарекомендовать себя еще в процессе обучения и после окончания магистратуры безболезненно устроиться на работу. Причем, скорее всего, это будет сразу крупная, известная на рынке и очень технологичная компания.
«Ритейл — это уже давно мультисистема»
Когда я сказала, что хочу работать в ритейле, некоторые друзья шутили: мол, будем ходить в магазин только в твои смены. Обычно восприятие ритейла и ограничивается этим самым магазином во дворе, а еще словами родственников: «Будешь плохо учиться — сядешь за кассу». Основная претензия: вы же ничего не производите, а просто перепродаете. Это стереотипное восприятие, которое сформировалось у прошлого поколения, когда торговля действительно сводилась к простым действиям «купил — продал».
Но время поменялось. Сейчас ритейл — это про скорость, адаптивность и технологии. Это огромный сложнейший механизм, который как часы работает на огромной географии. Только подумайте: и в больших городах, и в маленьких вам готовы привезти продукты из ближайшего магазина «у дома» за 45–60 минут, у вас на телефоне стоит приложение любимого магазина, которое помогает копить и списывать баллы. Вы можете оформлять подписки на продукты и читать новости в СМИ, которое сделал ритейлер. Ритейл — это мультисистема, что нам и объясняют в вузе.
Сколько сотрудников нужно, чтобы связка бананов доехала из Африки в Москву
Приведу простой пример: в том, чтобы связка бананов оказалась в корзине покупателя, участвуют сотни сотрудников. Специалист по импорту ищет нужных поставщиков в Африке или Латинской Америке, затем бананы, проделав длинный путь, дозревают в камере газации в Подмосковье, где о них уже заботится персонал распределительного центра. А менеджер, отвечающий за категорию «фрукты и овощи», в это время решает, как организовать доставку именно в тот магазин, который нужно. Затем операторы склада укомплектовывают бананы в машину, а водители везут в магазин, где груз встречает директор с командой. Только после этого фрукты попадают на полку, а потом уже на кухню покупателя.
Помимо этого, маркетолог планирует рекламную кампанию, чтобы клиент узнал: в этой торговой сети продают бананы, причем еще и со скидкой. Аналитики оценивают спрос: а в каком объеме и как часто люди хотят покупать бананы? ИТ-подразделение совершенствует кассы самообслуживания, чтобы клиент потратил как можно меньше времени на покупку этих самых бананов, и так далее. Все взаимосвязано.
Но чтобы восприятие ритейла изменилось в целом, думаю, необходимо больше внимания со стороны тех, кто отвечает за наполнение программ и факультетов школ и вузов. Например, в программы обществознания или экономики, которые изучают школьники в старших классах, стоит включить основы маркетинга и финансов — для понимания системы ритейла. Также, учитывая темпы роста интернет-коммерции, нужно погружаться в базовые принципы работы различных маркетплейсов и других платформ для онлайн-продаж. В какой бы компании вы ни видели свое дальнейшее развитие, знания в данной сфере точно пригодятся.
Вам также может быть интересно:
Консалтинг в ритейле: практика, влияющая на опыт миллионов потребителей
В апреле студенты магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ посетили офис компании Axenix, предлагающей эффективные управленческие решения для российского бизнеса, основываясь на богатом опыте в области стратегий, инноваций и технологий. Участникам экскурсии представилась возможность окунуться в рабочую атмосферу компании, являющейся правопреемником российского подразделения международной консалтинговой сети Accenture.
Контроль торговли бесполезен
Сфера ритейла в России длительное время развивалась без вмешательства со стороны государственных регуляторов. Но в последние годы ситуация кардинально изменилась. Государство пытается активно контролировать эту область. Однако эффективность такого контроля — под большим сомнением. Доклад Вадима Радаева.
Моллы на окраинах «съедают» торговлю в центре
В небольших городах магазины в центре и моллы на окраине могут сосуществовать только при сохранении взаимных пропорций. Если молл на окраине города становится очень крупным, привычные торговые точки в центре города теряют свою привлекательность для покупателей.