Высшая школа экономики опубликовала первый в России отчет о реализации третьей миссии университета
В отчет вошли 180 проектов, в которых университет выступает инициатором или партнером, по 12 направлениям. В совокупности эти проекты включают около 1300 онлайн и офлайн мероприятий, участниками которых стали более 5 миллионов человек. О том, как возникла идея создания отчета, кто участвовал в работе над ним, как он повлияет на высшее образование в России и о перспективах третьей миссии на форуме «Сильные идеи для нового времени» рассказала проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
Привычный образ университета – это достаточно замкнутый институт, чья работа сосредоточена, прежде всего, на передаче знаний и научно-исследовательской работе. Но сегодня ситуация меняется: университеты не только открываются городам, но и готовы менять регионы. Деятельность, направленная на реализацию общественно значимых проектов, развивающих человеческий капитал, локальные сообщества и территории присутствия вузов, новые технологии и социальные инновации, обозначается в международной практике как третья миссия.
В этом году эта тема плотно вошла как в федеральную повестку, так и в повестку университетского сообщества. Импульсом к проведению масштабной дискуссии стала совместная работа Высшей школы экономики и Агентства стратегических инициатив в рамках подготовки форума «Сильные идеи для нового времени», организованного АСИ и фондом Росконгресс.
Проекты городского, регионального и федерального значения реализуются в НИУ ВШЭ с момента создания университета. «На стадии планирования отчета мы отталкивались от социальной миссии университета. Мы провели аудит всех проектов НИУ ВШЭ, которые вписывались в “традиционное” восприятие третьей миссии и увидели, что их спектр гораздо шире, – рассказывает Валерия Касамара. – Мы начали общаться с коллегами из других вузов и поняли две вещи. Университеты реализуют яркие проекты, которых очень много. В то же время, системная работа, устойчивая практика публикации отчетности по третьей миссии, к сожалению, еще не сложилась». Вузы проигрывают крупным корпорациям, для которых корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью бренда, отмечает она.
Отчет о реализации третьей миссии НИУ ВШЭ включает подробный обзор проектов в области социальной миссии университета, service learning, экологии, партнерства с НКО, трансфера знаний, университетского партнерства, нашего вклада в развитие системы образования, предпринимательской и инновационной культуры, регионального развития и многие другие. Отчет позволяет ознакомиться не только с описанием проекта, но и краткой цифрографикой по каждому мероприятию, его ключевыми эффектами, отзывами участников и ссылками на материалы портала НИУ ВШЭ.
В создании отчета приняли участие практически все ключевые подразделения университета и студенческие организации.
Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ
Идея отчета по третьей миссии казалась амбициозной. Мы пытались объять необъятное – всю внеучебную и экспертно-аналитическую жизнь Вышки, а это труд не десятков, а тысяч людей. Меня очень приятно удивил отклик от студентов, преподавателей, сотрудников подразделений. Коллеги поделились огромным количеством информации, без которой наш отчет не был бы опубликован. Я рада, что результаты этой коллективной работы, продукт нашего коллективного творчества теперь сможет увидеть каждый.
Публикация отчета – важный шаг в развитии третьей миссии университетов в России. Валерия Касамара уверена, что он вдохновит все вузы страны рассказать о достижениях, вовлечься в работу по данному направлению и расширить смысловые горизонты своей деятельности. «Создавая отчет, мы знали, что не будем позиционировать НИУ ВШЭ как какого-то монополиста по третьей миссии. Задача отчета – показать пример другим университетам, как можно организовать свою деятельность по разным направлениям и рассказать о ней. Мы верим, что публикация отчета станет первым шагом к объединению работы университетов в общественно важных проектах и трансформации их в полноценные институты развития», – резюмирует проректор Вышки.