От будущего к настоящему: как коронавирусный кризис открывает новые возможности для отечественного бизнеса
Пандемия поставила глобальное развитие на паузу, и это шанс для России занять те ниши на рынке, которые были раньше закрыты. Но инновации должны стать необходимыми как воздух, а без информационных технологий новые ниши так и не откроются. Об этом рассказал в специальном докладе на глобальной конференции Accelerate Global 2020 Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ.
Перечни растущих и исчезающих рынков, глобальные и национальные тренды, изменения в спросе и поведении потребителя, перспективные продукты и услуги, прогнозы объемов рынков и темпов их роста, возможные сценарии развития рынков, развилки, прорывные технологии, изменения в цепочках добавленной стоимости, навыки и компетенции, необходимые для проактивного управления рыночной стратегией – такие базовые смысловые точки своего доклада обозначил Александр Чулок, открывая конференцию Accelerate Global 2020.
Сегодня выигрывают те компании, которые сделали ставку на экосистемные междисциплинарные горизонтальные платформы, для которых IT составляющая носит фундаментальный характер. Но экономисты уже выдвинули новый термин – low contact economy, экономика низких контактов. События, которые сейчас происходят, носят трансформирующий характер, рассказывает Александр Чулок. По его словам, зарубежные коллеги описывают то, что происходит, одним словом – шок. В России к происходящему относятся спокойней.
Как удержать текущие позиции на рынке? Где искать новые ниши, новых клиентов, как приобрести новые навыки и компетенции будущего? Сегодняшняя стратегия, которую практикуют многие компании, – идти от запроса потребителей – уже не актуальна.
Если вы считаете, что знаете своего потребителя, вы уже неправы, потому что сам потребитель не знает, какие у него будут потребности. Поэтому нам нужно мыслить на два-три шага вперед
Иными словами, стратегия должна строиться не на попытке выяснить текущий спрос, а на формировании новых потребительских предпочтений, создании спроса, уверен Александр Чулок. Он рекомендует ориентироваться не на численные прогнозы, которые девальвирует турбулентная ситуация, а на сценарные развилки, предлагаемые наукой Форсайта.
Уже общим местом стали такие тренды, как прорывные технологии, цифровизация, роботизация бизнес-процессов. Но технология сама по себе не играет большой роли, она должна быть интегрирована в цепочку добавленной стоимости, мировую цепочку. «Давайте будем откровенны: нас никто особо в них не приглашал. Мы прорывались и там, где могли, цеплялись за отдельные звенья. Сейчас процессы поставлены на паузу, и это отличное время, чтобы войти в те ниши, которые раньше были для нас закрыты. Хороший шанс, чтобы создать собственные цепочки добавленной стоимости», – говорит эксперт Вышки.
Если брать за точку отсчета 2020 год, то в топе ниш для бизнеса будут, по данным системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, рынки, связанные с возникновением новых болезней, средствами их лечения, производством вакцин. Кроме того, «со старением населения открываются очень большие рынки. По оценке ООН, к 2050 году доля пожилых людей в мире утроится», развитые страны, например, Япония, берут курс на рост продолжительности жизни. В связи с этим будет трансформироваться социальная сфера, в частности, медицинский бизнес, страховой. Иными словами, человеко-ориентированная история должна принести успех.
Александр Чулок назвал среди перспективных ниш для бизнеса группу трендов «умный город» и, соответственно, кибербезопасность, роль которой будет расти ускоренными темпами. Новые ниши могут возникнуть и в низкотехнологичных секторах.
«Я вижу один из серьезнейших драйверов российской экономики – это агропромышленный комплекс, – отметил Александр Чулок. – Он стал площадкой для технологий новой промышленной революции. Какие инновации, нередко говорят, у нас фермеры ходят в кирзовых сапогах и с вилами. Да, но этот фермер достает из кармана простенький смартфон и, управляя агродроном, причем, российского производства, мониторит поля, потом заходит в цифровую систему, например, ту, что разработал Росслельхозбанк, договаривается с партнерами, записывается на курсы обучения, подбирает новое оборудование. Не говоря о “молочке”, где применяют технологии дополненной реальности для наших буренок».
В числе трендов, влияние которых будет увеличиваться, те, что определяются изменением климата и состоянием природы. Ответственное поведение и этика могут стать ограничивающими факторами развития российских компаний. Могут быть даже созданы этические сертификаты, за рубежом эту тему активно обсуждают. Таким образом, возникает сценарная развилка: в качестве ориентира выступит соотношение цена/качество или этика и экология.
Готова ли Россия к изменениям? К сожалению, инновации не стали для нас воздухом, считает Александр Чулок. Если в развитых странах 50-70-% инновационно-активных компаний, то у нас 10-12%. К тому же наша национальная инновационная система остается очень фрагментарной, не сформированы системные устойчивые связи между наукой, бизнесом и вузами, несмотря на то, есть много успешных кейсов, среди которых, конечно, Вышка. По данным свежего глобального инновационного индекса, наша страна находится только на 47-м месте.
Для выработки стратегии бизнеса необходим системный подход на базе представления обо всем ландшафте вызовов: разрабатывается форсайт-исследование с учетом новых джокеров, определяются задачи и формируется дорожная карта.
И стратегия должна разрабатываться не по принципу «из настоящего в будущее», а «от будущего к настоящему». «Мы много вкладываем в технократическую составляющую и забываем о людях. Ориентироваться нужно не только на удовлетворение их потребностей, но и на раскрытие таланта потребителя, даже если сам потребитель еще об этом таланте не догадывается», – заключил Александр Чулок.
Глобальная онлайн-конференция Accelerate Global 2020 для бизнес- и ИТ-лидеров проходит 28-29 октября, трансляция на весь мир длится 24 часа. Представители ведущих компаний делятся практическим опытом, кейсами и историями успеха, отвечая на вопрос «Как преодолеть вызовы рынка и ускорить развитие бизнеса?». Организатор конференции – компания «Террасофт», один из ключевых игроков на глобальном рынке LOW-CODE, BPM, CRM.