Нужны ли России «вертолетные деньги»: мнение экспертов Вышки
Предпринимаемые властями большинства стран меры по борьбе с эпидемией коронавируса серьезно ограничили деловую активность, и власти разворачивают программы поддержки людей и бизнеса. Одной из самых обсуждаемых антикризисных мер стала выплата безвозмездных субсидий. Сегодня мы публикуем первую часть комментариев экспертов НИУ ВШЭ о том, стоит ли использовать метод «вертолетных денег» в России.
СПРАВКА
Впервые разбрасывание денег с вертолета, как гипотетический инструмент для стимулирования спроса со стороны домохозяйств, описал нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман в работе «Оптимальное количество денег» (The Optimum Quantity of Money), опубликованной в 1969 году.
Оксана Синявская, заведующая Центром комплексных исследований социальной политики
В условиях борьбы с распространением коронавируса далеко не все виды экономической активности могут быть переведены в онлайн; многие требуют живых контактов и потребителей. Поэтому ограничительные меры без соответствующей государственной поддержки лишат многих людей доходов, работы и возможности найти другую занятость. В этой ситуации прямые выплаты пострадавшему населению, на мой взгляд, необходимы. И большинство стран, даже отказавшаяся от карантина Швеция, такую поддержку в рамках антикризисного пакета предлагают.
В России масштабы такой поддержки на фоне других стран очень скромны: на антикризисные меры будет потрачено немногим более 2 трлн руб. (по оценкам министра экономического развития РФ Максима Решетникова). Это чревато значительным ростом рисков бедности населения.
Предлагаемые российским правительством меры вводятся недостаточно оперативно: это также негативно влияет как на объективные показатели материально-имущественного положения населения, так и на социальные индикаторы благополучия и напряженности. По-хорошему, пакет мер – более масштабный, чем сейчас, нужен был уже в марте.
При этом, учитывая высокое неравенство доходов российского населения, и неравномерное распределение рисков от введения ограничительных мер среди различных секторов экономики, на мой взгляд, такая поддержка не должна быть всеобщей. Приоритет должен отдаваться индивидуальным предпринимателям, самозанятым, предприятиям малого и среднего бизнеса и наиболее пострадавших от вируса отраслей и людям, работавшим на этих предприятиях. Следует больше средств направлять на пособия тем, кто потерял работу или доход.
Нужно направлять больше средств на поддержку семей с детьми, которые и раньше отличались более высокими рисками бедности. Сейчас у них возникают дополнительные расходы, например, на еду, ведь раньше дети получали бесплатное питание в детских садах и школах. Кроме того, возникли дополнительные расходы в связи с переходом на дистанционное обучение и т.д.
Будут ли эти прямые социальные выплаты, а также другие меры поддержки бизнеса и населения производиться за счет ФНБ, выпуска облигаций или средств федерального бюджета, или же российской экономике потребуются настоящие «вертолетные деньги» – за счет целевой эмиссии ЦБ, на мой взгляд, вопрос второй по важности.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Абсолютно уверен, что эта мера необходима. Во-первых, это мировой тренд и большинство стран уже реализуют ее на практике. Во-вторых, только таким образом можно реально поддержать людей. Иначе появляется вопрос – зачем мы столько копили эти резервы, чтобы не использовать их?
Другой вопрос, что у меня нет уверенности, что надо распределять средства на все 146,7 млн человек. Думаю, правильнее было бы включить в этот список только тех, чьи доходы ниже медианной зарплаты (34 335 рублей, по данным Росстата за апрель 2019 года). А дальше смотреть, как будет развиваться ситуация с распространением вируса.
Эти действия важны с психологической точки зрения – государство видит людей, государство заботится о нас. Мне кажется, что эта мера позволит устранить возможную социальную турбулентность. Сегодня главная угроза экономической безопасности страны заключается не в спаде производства товаров и услуг (ВВП), а в сокращении рабочих мест (безработица), снижении реальных располагаемых денежных доходов домашних хозяйств, интенсификации роста уровня бедности и неравенства населения по уровню дохода.
Большинство социальных, политических и экономических проблем и их последствия преимущественно коренятся в ухудшении именно этих четырех составляющих. И первым шагом по минимизации этих проблем, по-видимому, должно стать прямое бюджетное субсидирование населения (вертолетные деньги).
Евстафьев Дмитрий Геннадиевич, профессор Департамента интегрированных коммуникаций
Смысл раздачи свободных денег непонятен. В сложившихся условиях он выльется в избыточном давлении на потребительский рынок, в том числе на рынок алкогольной продукции. В качестве помощи возможна выдача сертификатов, например, на учебу, товаров длительного пользования российского производства.
Выдача денег только малоимущим может спровоцировать закономерное возмущение других слоев населения, не получивших помощи от государства. С другой стороны, выдача денег всем гражданам страны тоже не решит проблемы и так же вызовет социальное напряжение, поскольку нельзя сравнивать уровень доходов различных слоев населения.
Выдача денег всем гражданам возможна только при условии 100% антикоррупционной составляющей, иначе это может привести к еще большим негативным последствиям, спровоцированным народным возмущением.
Продолжение следует
Евстафьев Дмитрий Геннадиевич
Департамент интегрированных коммуникаций: Профессор
Остапкович Георгий Владимирович
Директор Центра конъюнктурных исследований
Синявская Оксана Вячеславовна
Центр комплексных исследований социальной политики: Заведующий центром