Вышка стала оператором направления по строительству космических спутников на «ИнтЭРА-2024»
В конце августа в Обнинске прошел финал всероссийского конкурса «Интеллектуальная элита российской армии» — «ИнтЭРА-2024». Вышка выступила оператором направления «Спутникостроение». Масштабное мероприятие объединило школьников и студентов колледжей в возрасте от 14 до 17 лет, занимающихся решением актуальных инженерных задач в области науки и технологий. Соревнование проводится с 2019 года и за это время стало важнейшей площадкой для выявления и поддержки молодых талантов.
В этом году участники финала соревновались в девяти направлениях, среди которых «Беспилотные летательные аппараты», «Композитные материалы», «Сухопутная робототехника» и другие.
Операторами направления «Спутникостроение» выступили Московский институт электроники и математики ВШЭ и компания «Спутникс». 13 школьников, представляющих разные регионы страны, разрабатывали системы дистанционного мониторинга и управления лунным модулем теплицы с использованием кубсата в качестве ретранслятора данных. Задание было сложным и включало в себя несколько этапов: сборку конструктора «ОрбиКрафт 3D», разработку и внедрение алгоритмов ориентации и стабилизации спутника, 3D-моделирование компонентов системы, написание программного обеспечения для управления лунной теплицей, а также обеспечение надежной двусторонней связи между спутником и лунным модулем. Участникам предстояло не просто создать макет лунной теплицы, а реализовать контроль температуры, влажности, концентрации углекислого газа и освещенности внутри теплицы, а также передачу этих данных на прототип наземной станции через спутник-ретранслятор.
Каждая команда работала над выполнением всех этапов задания, а получившиеся результаты были подвергнуты испытаниям на комплексе имитаторов космической среды «Терра». Это позволило проверить работоспособность системы в условиях, максимально приближенных к лунным. Команды должны были продемонстрировать как практическую реализацию своих идей, так и их теоретическую проработку, представив жюри техническую документацию во время защиты.
Одной из самых сложных задач, стоявших перед участниками, была организация двусторонней связи между спутником и лунным модулем, а также вывод данных в виде графиков в программу Houston Control Center. Участники достойно справились с задачей, продемонстрировав высокий уровень технической подготовки и инженерного мышления. Особое внимание жюри уделяло качеству сборки спутника, функциональности 3D-модели лунной теплицы, а также способности системы работать в условиях, приближенных к реальным космическим миссиям.
По итогам конкурса победителем направления «Спутникостроение» стала команда «Сизифов труд». Их проект получил высокие оценки за инновационный подход к созданию лунной теплицы и успешное выполнение всех этапов задания. Второе место заняла команда «Лунная миссия на Луну», а третье место досталось команде «ВИНСК — во имя нашего славного капитана».
Победители и призеры направления «Спутникостроение» будут внесены в специальный государственный информационный реестр, что даст им дополнительные баллы при поступлении в ведущие технические вузы страны.
Дмитрий Абрамешин
Руководитель Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ Дмитрий Абрамешин высоко оценил работу участников: «Отрасль спутникостроения развивается стремительно, и такие конкурсы, как “ИнтЭРА”, помогают готовить новое поколение ребят, способных решать сложные технические задачи уже на этапе школьного обучения. Результаты, продемонстрированные участниками в этом году, подтверждают высокий уровень их подготовки и огромный потенциал для дальнейшего развития в области космической инженерии».
Алексей Коваленко
Алексей Коваленко, инженер Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ, отметил прекрасную организацию конкурса: «Все было на высочайшем уровне, так что участники могли сосредоточиться на выполнении сложных задач и продемонстрировать свои навыки по полной».
Дмитрий Бондаренко
Работа над проектами потребовала от школьников не только стандартных технических знаний, но и таких востребованных сегодня способностей, как стратегическое мышление, командная работа и умение планировать время, считает Дмитрий Бондаренко, стажер-исследователь МИЭМ НИУ ВШЭ. «Участники уже сейчас готовы к серьезным испытаниям и могут успешно справляться с задачами, которые порой приходится решать студентам в университете», — добавил он.