Исследовательский вуз должен быть наднациональным
5-6 июля состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Программу ВШЭ по вхождению в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году представил ректор Ярослав Кузьминов.
Согласно указу № 599, подписанному Владимиром Путиным в мае прошлого года, не менее пяти российских вузов к 2020 году должны войти в топ-100 ведущих мировых университетов. Тех, кто будет на это претендовать, решено отобрать на конкурсной основе и обеспечить государственной поддержкой. В конкурсе могли участвовать все вузы, за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), которые в силу особого статуса и так получают необходимые средства.
Кто и как проводит конкурс?
Министерством образования и науки РФ был сформирован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров, первое заседание которого состоялось 18 марта 2013 года. В него входят шесть представителей России и шесть представителей зарубежных университетов. Иностранцев позвали, чтобы гарантировать объективность: обвинить их в лоббировании интересов отдельных российских вузов по определению невозможно.
8 мая было объявлено о проведении конкурса университетов, претендующих на получение государственной поддержки для вхождения в топ-100 (в 2013 году общая сумма составит 9 млрд. рублей, а затем 10-12,5 млрд. рублей ежегодно). Предполагается выбрать 10-15 победителей. Как объяснил замминистра образования и науки РФ Александр Повалко, выбирать больше нет смысла из-за бюджетных ограничений, да и необходимый потенциал есть лишь у немногих. Но ограничивать количество победителей до пяти тоже нет смысла, чтобы сохранить конкуренцию: «Нельзя выбрать пять и сказать: вы главные, теперь только вы идете вперед!»
На конкурс подали заявки 54 вуза. По результатам оценки их потенциала (размер, публикационная активность, средний балл ЕГЭ абитуриентов, взаимодействие с бизнесом, наличие иностранных преподавателей и студентов и прочее) и предложенных программ развития в финал прошли 36.
На заседании Совета по повышению конкурентоспособности 5-6 июля, с участниками которого пообщался премьер-министр Дмитрий Медведев, 36 ректоров (в отдельных случаях — проректоров) по очереди рассказывали о своих вузах и планах по их развитию. Десять минут на доклад, затем ответы на три вопроса. «Очный» конкурс, по словам организаторов, обусловлен «западной традицией не давать деньги за глаза» и желанием членов совета понять, насколько сильно ректор и его команда хотят вывести свой вуз в мировые лидеры.
Победители будут объявлены 12 июля, дорожные карты ректорам предстоит защищать в конце сентября.
О преимуществах и проблемах
Ярослав Кузьминов |
Каковы преимущества ВШЭ для участия в глобальной конкуренции?
Во-первых, опыт в области управления ресурсами: при высокой централизации ресурсов бюджет развития составляет 15-20 процентов наших расходов.
Во-вторых, ВШЭ — это Greenfield: здесь очень немного устаревших программ со сложившимися коллективами.
В-третьих, есть удачный опыт преобразований: большинство коллективов готово к постоянному повышению академических стандартов, и Ученый совет регулярно одобряет все более жесткие правила прохождения конкурса на должности.
В-четвертых, ВШЭ вышел на уровень эффективного контракта. Средний заработок преподавателей основных кафедр в Москве — более 100 тысяч рублей, молодых преподавателей — 40-50 тысяч рублей. У большинства преподавателей и еще большей доли студентов — свободный английский.
Стратегическая цель ВШЭ — добиться глобального признания своей работы по трем направлениям: экономика и социальные науки, гуманитарные науки и коммуникации, математика и компьютерные науки.
Какие проблемы для этого предстоит решить?
ВШЭ стал первым российским вузом, нанимающим преподавателей на международном рынке труда. Фундаментальные исследования ориентированы на глобальную повестку, и к 2014 году в университете не будет ни одного исследовательского проекта без международного участия.
Во-первых, все еще небольшая доля преподавателей и научных сотрудников имеет глобальное признание. Предстоит в разы увеличить долю иностранных преподавателей. Начата программа постепенного замещения преподавателей, не ведущих активную научную работу: по результатам двух конкурсов 25 процентов коллег, которые их проходили, не получили подтверждение своего контракта, речь идет о сотнях людей. От 24-часовой учебной недели ВШЭ собирается перейти к 16-часовой, уменьшив аудиторную нагрузку и дав каждому преподавателю учебного ассистента.
Во-вторых, недостаточна международная включенность исследовательских групп. Количество международных исследовательских лабораторий будет увеличено в два раза, будет создано шесть крупных междисциплинарных «центров превосходства», куда приглашаются зарубежные коллеги. ВШЭ собирается полностью преобразовать аспирантуру — только что создано 11 докторских школ с международным руководством, и прием в аспирантуру университета с этого года проходит через них. До 50 процентов коллег к 2020 году будут задействованы в программах академической мобильности, журналы ВШЭ войдут в международные базы данных (на днях в Scopus был включен журнал «Форсайт»).
В-третьих, это все еще национальная ориентация большинства образовательных программ. Университет собирается увеличить число курсов на английском языке в четыре раза, сделать на их базе программы для международных студентов. Сейчас в Вышке 2,5 процента международных студентов, их количество вуз собирается довести как минимум до 12 процентов с помощью таких инструментов, как «нулевой год» (по образцу РУДН — Российского университета дружбы народов), высокие стипендии для талантливых иностранных студентов, включение в онлайновые программы подготовки.
О клиентах и конкурентах
В соответствии с регламентом члены совета задали Ярославу Кузьминову три вопроса. Кто ваши клиенты? (президент Сбербанка Герман Греф). Кто ваши конкуренты? (президент Университетского колледжа Лондона Малькольм Грант). Каковы препятствия для привлечения иностранных преподавателей в Москву? (ректор Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули).
Вышка сопоставляет себя с несколькими университетами — это и Лондонская школа экономики, занимающая лидирующее место в глобальной социально-экономической науке, и Университет Гумбольдта с его опытом успешной постсоциалистической трансформации, и Университет Эразмуса с его практикой притяжения интеллектуальных ресурсов поверх национальных границ.
Клиентов у Вышки как минимум пять: семьи, бизнес, государство, местное сообщество и международное академическое сообщество, на которое университет ориентируется не только ради признания. Если его сотрудники публикуются в зарубежных журналах, а студенты продолжают учебу в зарубежных университетах, значит, ВШЭ тоже на него работает.
Вышка сопоставляет себя с несколькими университетами — это и Лондонская школа экономики, занимающая лидирующее место в глобальной социально-экономической науке, и Университет Гумбольдта с его опытом успешной постсоциалистической трансформации, и Университет Эразмуса с его практикой притяжения интеллектуальных ресурсов поверх национальных границ. Но невозможно оказаться в топ-100, если просто повторять то, что делали вузы, которые сейчас находятся в топ-100: нужно искать свои решения. Одно из преимуществ Высшей школы экономики в том, что она является не только исследовательским, но и проектным университетом.
Главное препятствие для привлечения иностранных преподавателей, по мнению Ярослава Кузьминова, — представление о том, что в России отсутствует плотная академическая среда. Поэтому главный вызов — доказать: если человек приехал в Москву на постоянный контракт или на постдок, он попадет в среду не худшую, чем в Барселоне или Сиднее. В этом отношении ситуацию можно преодолеть, приглашая коллег на короткие контракты и создавая центры превосходства.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
ВШЭ – в тройке лидеров среди российских вузов в рейтинге ТНЕ Emerging Economies
Высшая школа экономика впервые вошла в двадцатку лучших университетов стран с развивающейся экономикой, заняв 18 место в рейтинге ТНЕ Emerging Economies 2020 года. ВШЭ также попала в первую тройку лучших российских вузов. Ранее Вышка заняла третье место по России в мировом рейтинге ТНЕ.
Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100
НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100
17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.
В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100
18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.
«Вышка не боится рисковать»
В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится
19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.
Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе
Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.
ВШЭ выходит на второй этап реализации программы 5-100 в числе лидеров
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ. Это единственный вуз, среди других участников проекта, который сохранил свои лидирующие позиции. О том, как удалось добиться такого успеха, и что Вышка определила для себя в качестве приоритетов на следующем этапе конкурентной борьбы за право войти в число сильнейших университетов мира, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, которая представляла Дорожную карту университета на заседании Совета в Томске.
ВШЭ вошла в число лидеров проекта «5-100»
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ.