Проблемы и достижения цифрового образования обсудили на конференции EdCrunch Reload
ВШЭ приняла участие в EdCrunch Reload — крупнейшей в Европе конференции по новым технологиям в образовании, проходившей в Казахстане с 23 по 24 ноября. Цифровой экспертизой Вышки в рамках панельной дискуссии «Крепко ли стоят великаны? Судьба гигантских онлайн-университетов в меняющейся картине образования» поделилась Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.
Аудитория конференции EdCrunch — представители организаций общего, высшего, дополнительного образования, руководители IT-компаний и корпоративных университетов, HR-директора и L&D-специалисты, а также инвесторы, предприниматели, учителя и родители. Основатель конференции Нурлан Киясов видит среди задач мероприятия усиление взаимодействия между разработчиками, методистами, психологами, дизайнерами, продюсерами, педагогами и другими профессионалами для повышения результативности обучения.
Эпоха открытий
По мнению экспертов панельной дискуссии, цифровая революция привела не только к трансформации традиционной кампусной системы в вузах, но и к развитию сектора так называемых открытых университетов — центров онлайн-образования, в которых обучаются сотни тысяч человек. Каково их место в системе высшего образования, как они реализуют исследовательскую и социальную миссию университетов и как пытаются снизить отсев студентов — эти и другие вопросы стали предметом дискуссии под модераторством Исака Фрумина, руководителя обсерватории высшего образования Университета Якобс в Бремене, профессора НИУ ВШЭ. В сессии приняли участие представители крупнейших открытых университетов, традиционных вузов с большим онлайн-блоком и технологических компаний: Дэвид Поркаро, вице-президент по обучению и инновациям, Generally Assembly (США), Дейл Джонсон, директор по цифровым инновациям, Университет штата Аризона (США), Арас Бозкурт, доцент кафедры дистанционного обучения, Анатолийский университет (Турция), Камран Мир, помощник директора по IT, Открытый университет Аллама Икбал (Пакистан). Высшую школу экономики на мероприятии представила Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.
Цифровой перевес
Исак Фрумин отметил, что сегодня мы наблюдаем «взрывной и впечатляющий рост» онлайн-образования, однако концепция открытых университетов существовала и в доплатформенную эпоху: примером тому служит Британский открытый университет. Представитель пакистанской образовательной системы Камран Мир отметил, что вузы такого типа существовали в Азии еще в 70-е годы прошлого века. Таким образом, учеба вне аудиторий университета — не новый образовательный тренд.
Исак Фрумин
По мнению модератора дискуссии, сегодня традиционные университеты адаптировались под цифровую эпоху и наращивают присутствие в онлайне: крупнейшие вузы мира обучают тысячи студентов. «Вышка — самый масштабный цифровой университет РФ. Более 15 000 сетевых студентов в России и СНГ слушают онлайн-курсы НИУ ВШЭ, более 1500 студентов из разных стран мира поступили на очные бакалаврские и магистерские программы Вышки, обучение на которых реализуется 100% онлайн. Вуз первым в России в 2020 году представил англоязычную онлайн-программу на международной платформе — “Магистр по наукам о данных”. В самой успешной онлайн-магистратуре Вышки обучается более 40% иностранцев, что позволяет транслировать академический опыт университета на глобальную аудиторию», — поделилась статистикой Юлия Ремезова. Арас Бозкурт, представитель турецкого университета — рекордсмена по числу студентов (более 1 млн человек), отметил, что студенческое сообщество страны превышает 8 млн человек, при этом уже половина из них задействована в системе дистанционного обучения. Его коллега Дейл Джонсон сообщил, что в Университете штата Аризона число кампусных студентов уступает количеству «цифровых»: 70 000 против 85 000 человек.
Рабочий вопрос
Сегодня онлайн-студенты опровергают стереотип о том, что учеба после работы, а не вместо нее уступает по качеству кампусной. «Мы сосредоточены на масштабировании и массовости онлайн-образования. В Пакистане более 20 млн студентов из разных слоев населения обучается онлайн, не посещая учебные заведения. Многие не могут участвовать в традиционном образовании в силу экономических причин», — отметил Камран Мир. Эти причины вызывают необходимость расти в профессии на высококонкурентном рынке труда и постоянно обновлять компетенции, что привлекает в цифровые вузы все больше работающих студентов. Среди трендов сферы дистанционного обучения Исак Фрумин назвал рост рынка микростепеней, которые позволяют в сжатые сроки освоить востребованную специальность.
Юлия Ремезова
Высшая школа экономики также сконцентрирована на успешности и востребованности онлайн-выпускников, поэтому каждая из 16 цифровых программ вуза тесно сотрудничает с индустриальными партнерами. Образовательные программы базируются на коллаборациях с бизнесом: лаборатории, семинарские занятия, стажировки и практики у ключевых экспертов индустрий позволяют осваивать актуальные компетенции. Среди студентов онлайн-магистратур немало представителей бизнеса, топ-менеджеров и опытных специалистов, которые хотят получать новые знания без отрыва от работы. Впрочем, плотный рабочий график — не повод не готовиться к вступительным экзаменам. По словам Юлии Ремезовой, Вышка так же избирательно относится к онлайн-абитуриентам, как и к традиционным: «Дистанционные вступительные экзамены с системой прокторинга позволяют поддерживать на должном уровне стандарты университета и отсеивать тех, кто им не соответствует».
Общность в онлайне
По мнению Дейла Джонсона, цифровое высшее образование базируется на трех китах: контенте, контексте и сообществе. Первая составляющая ясна: университет транслирует академическую экспертизу через онлайн-лекции. Контекст подразумевает предоставление возможности студентам применять знания на практике, идти в ногу со временем и запросами работодателей. «Сообщества — это новая грань онлайн-образования», — подчеркнул спикер. Задача вузов — социализировать студентов, находящихся на дистанции от однокурсников и преподавателей, обеспечить вовлеченность благодаря совместным проектам и исследовательской деятельности. Например, четверо онлайн-студентов Университета штата Аризона, обучающиеся по специальности «инженерия», приняли участие в проекте NASA и занимались конструированием спутника, отправляя друг другу детали для сборки по почте. Вышка как крупнейший научно-исследовательский центр мира также уделяет повышенное внимание интеграции онлайн-студентов в подобную деятельность. «Студенты онлайн-программ могут выбрать прикладную специальность или развиваться в академических треках, погружаясь в научные исследования совместно с лидерами академического сообщества. В этом плане цифровое образование Вышки демонстрирует максимальную гибкость», — подчеркнула Юлия Ремезова.
Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ