«Мы создали программу, в которой есть сразу два образовательных стандарта — менеджмент и медиакоммуникации»
С 1 сентября факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ стал факультетом креативных индустрий. На факультете открылась и новая бакалаврская программа «Управление в креативных индустриях». Ее академический руководитель — доктор экономических наук, заместитель декана ФКИ ВШЭ Татьяна Ривчун рассказала в интервью YouTube-каналу Вышки, как университет будет готовить специалистов в этой области и какую роль они играют в современной экономике.
— Татьяна Евгеньевна, мы с вами сегодня говорим о креативных индустриях. Сейчас это очень популярная сфера, растет спрос на эти профессии. Но вы экономист, и в связи с этим хочу вас спросить: а что с этим рынком, насколько велика его емкость?
— Я действительно частично экономист, но сама себя называю образованцем. Я с 1995 года работаю в Высшей школе экономики. Занимаюсь в основном образованием — с точки зрения экономики тоже. Какое же место занимают креативные индустрии в экономике? Если мы посмотрим на мир глобально, то есть общий ВВП. Если мы говорим о доле креативных индустрий в мировом соотношении, то это 3% от ВВП. Кажется, что 3% — это мало. Но на самом деле креативные индустрии — это не все. Есть люди, которые занимаются креативными индустриями в креативных индустриях, а есть люди, которые занимаются креативными индустриями вне креативных индустрий. То есть у нас есть две категории. В эти 3% входят те, кто производит кино, рекламу и т.д. Но масса креативщиков работают в других индустриях. И это другая цифра, ее никто не считал, и я думаю, что на сегодняшний день она намного больше. Что касается России, доля креативных индустрий в ВВП нашей страны — 2,4%. По сравнению с мировыми данными, разница небольшая, хотя, конечно, есть такие страны, как Италия, где этот процент 6,1. Но я думаю, что в ближайшее время у нас в России этот процент сильно поднимется, потому что тенденция такая сейчас есть: создается очень много креативных кластеров, создается много мест, где реально креативные индустрии развиваются и становятся более популярны.
— Факультет коммуникаций, медиа и дизайна с 1 сентября стал факультетом креативных индустрий. Таким образом вы отвечаете на вызовы рынка, на те перспективы, которые открываются. Давайте сформулируем, какие возможности вы здесь видите, почему происходит это переименование?
— На самом деле факультет креативных индустрий всегда был факультетом креативных индустрий. И все направления, все программы, которые у нас представлены, готовят специалистов в этой сфере. В данном случае переименование — это просто приведение в соответствие. Что такое креативные индустрии? Это все — город, реклама, медиа, кино, музыка, которая вообще очень капиталоемкая. В этом году на факультете появился Институт кино. Хотя кино — не новая тема для факультета. У нас были программы по кино, по филммейкингу, но сейчас у нас появился отдельный Институт кино. И это тоже большое движение, потому что кино — одна из индустрий, которая, конечно, будет развиваться. Важно, что мы открыли новую программу — «Управление в креативных индустриях», с моей точки зрения, важную для Вышки, потому что она уникальная и для российского образования в целом. До этого программы бакалавриата открывались по одному образовательному стандарту — либо менеджмент, либо экономика, либо медиакоммуникации, либо дизайн. Мы сейчас создали программу, в которой одновременно присутствуют два образовательных стандарта — менеджмент и медиакоммуникации. И нам кажется, что это крайне важно сегодня.
Смотрите полную версию интервью Татьяны Ривчун.
Вам также может быть интересно:
Творчество как сектор экономики
Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, ReksoftConsulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.
Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику
В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.
Секрет креативности: что нужно для развития индустрии
Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».
Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае
Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».
«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»
Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.
CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра
17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.
В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России
Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.
Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу
Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.
ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.
Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы
Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.