В поисках утраченной идентичности
Делегация преподавателей и студентов магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» факультета истории ВШЭ и Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ приняла участие в дебатах «Citizenship, patriotism and the other ways of relating to the one’s "homeland"» в Варшаве. Рассказывают магистранты Илья Гурьянов, Марина Кибальная и Александра Колесник.
— Кто участвовал в Дебатах со стороны ВШЭ? Какова предыстория этой поездки?
И. Гурьянов: В Польше побывали профессора Ирина Савельева и Елена Вишленкова и магистранты: Марина Кибальная, Александра Колесник, Надежда Ражукова и я. Это уже не первый опыт сотрудничества Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) и Института междисциплинарных исследований «Artes Liberales» Варшавского университета с участием студентов. В апреле-мае 2009 года в Варшаве проводилась Весенняя школа с участием преподавателей, сотрудников и студентов ВШЭ, завершившаяся международной студенческой конференцией «Классическая традиция и авторитет в социальном измерении». Майская сессия международных Дебатов «Академия в публичном дискурсе» (Academia in public discourse) в Варшавском университете в 2012 году стала продолжением начатых год назад дискуссий между учеными-гуманитариями и представителями общественности с привлечением студентов разных университетов, в том числе и студентов из ВШЭ.
— Как были организованы Дебаты? Какая была программа?
А. Колесник: Польской стороной была организована сопроводительная программа «Solidarity tradition» в Гданьске. Она была предпослана основной секции Дебатов и предусматривала помимо обзорных экскурсий по историческим и культурным местам одного из красивейших городов Европы, посещение лекций и воркшопов, посвященных проблемам исторической памяти и коллективной идентичности.
— Что для вас стало наиболее запоминающимся во время поездки в Гданьск?
М. Кибальная: Особенный интерес у участников сопроводительной программы вызвало посещение Европейского центра Солидарности и Музея движения «Солидарности». Лекции польских коллег были посвящены роли национальной истории в антиимперском дискурсе второй половине ХХ века с особым акцентом на события, произошедшие на гданьской судоверфи в 1980-е. Участникам сопроводительной программы была предоставлена возможность увидеть ее своими глазами и проникнуться историческим духом той эпохи. Во время мероприятий, организованных польскими коллегами, возникали оживленные дискуссии между представителями различных национальных академических сообществ, в которых мы старались принять активное участие.
А. Колесник: Одним из пунктов знакомства с Гданьском было посещение мемориального комплекса Westerplatte, посвященного одному из героических эпизодов польской истории. В связи с этим надо сказать о знакомстве с проектом Исторического музея Второй мировой войны, который в настоящий момент находится на стадии разработки. Концепция музея предполагает репрезентацию общеевропейских масштабов трагедии 1939-1945 годов глазами простых людей, непосредственных участников тех событий. Свою задачу организаторы музея видят в преодолении герметичного статуса различных национальных «военных историй». Средства, которые они для этого предлагают, актуализируют инновационный потенциал современных медиа-технологий и сочетаются с оригинальными архитектурными решениями.
— Расскажите о программе основной секции Дебатов.
И. Гурьянов: Обогащенные новыми знания и впечатлениями, участники сопроводительной программы «Solidarity tradition» в Гданьске вернулись в Варшаву и приступили к работе в рамках основной секции запланированного мероприятия. Формат Дебатов предполагал серию панельных дискуссий с участием известных общественных деятелей, государственных чиновников, журналистов по следующим темам: «Музеи как институты патриотического образования», «Патриотизм и разнообразие исторического опыта», «Гражданское общество как пространство публичного образования», «Патриотизм, гражданство и космополитизм в школьных программах», «Многонациональные государства и национальное тождество», «Империя — пост-империя и национальная идентичность», «Народность, нация и гражданство — роль религии и церкви». Для обсуждения в форме свободной дискуссии были вынесены следующие вопросы: «Польша и поляки глазами молодых россиян» и «Социальная идентичность молодого поколения в Польше и России».
— А какие выступления больше всего запомнились?
А. Колесник: Интерес вызвали доклады профессора Елены Вишленковой и Киры Ильиной (научный сотрудник центра «Эрмитаж-Казань»), которые недавно опубликовали совместно с Руфии Галиуллиной коллективную монографию «Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность». Доклад профессора Елены Вишленковой был посвящен новым концепциям музея и их роли в формировании коллективных идентичностей. Кира Ильина поделилась с международным академическим сообществом своим опытом работы в центре «Эрмитаж–Казань» по организации и проведению выставочно-экскурсионных мероприятий.
М. Кибальная: Среди выступлений, подготовленных польскими участниками, хочется отметить презентацию доктора Яцека Кухарчика, в рамках которой были представлены сводные статистические данные социологических исследований, отражающих отношение современной российской молодежи к Польше и полякам. Мы приняли участие в обсуждении представленных результатов, выдвинули ряд альтернативных компаративистских подходов для их интерпретации и выступили с предложением провести аналогичное исследование на примере польской молодежи.
И. Гурьянов: Однако, необходимо отметить политическую ангажированность некоторых докладчиков, отразившуюся не только на характере отдельных дискуссий, но и на интеллектуальной атмосфере Дебатов в целом. Сотрудники и студенты Высшей школы экономики в своих выступлениях, вопросах и репликах стремились последовательно продвигать идеалы академической культуры общения, акцентируя внимание участников именно на научной составляющей поставленных вопросов, что не всегда находило должный отклик в аудитории.
А. Колесник: Также хочется посетовать на то, что «публичное» пространство обсуждения, заявленное в программе Дебатов, не было свободно от определенных предрассудков, что в частности проявилось в намеренном редуцировании студенческой активности, игнорировании поднимаемых студентами вопросов и тем. Тем не менее, сам опыт участия в подобных Дебатах исключительно важен для молодых исследователей.
— В целом эта поездка оказалась для вас полезной? Каков был общий уровень организации?
И. Гурьянов: Подводя итоги конференции, можно сказать, что организаторы достигли поставленных целей — обозначить новые пути и средства коммуникации между польским и российским научными сообществами и между разными поколениями этих сообществ.
М. Кибальная: Конечно, сама возможность провести несколько майских дней в цветущих садах Варшавы, на тихих средневековых улочках Гданьска — достойна отдельной благодарности. По замечанию профессора Ирины Савельевой, городское пространство Варшавы располагает к диалогу в самом широком смысле. Этому благоприятствовал и высокий уровень организации Дебатов: от транспортно-транзитных вопросов до элементарного материально-бытового обеспечения.
И. Гурьянов: Следует еще добавить, что в большой степени именно благодаря профессионализму и человеческим качествам профессора Ежи Аксера и профессора Ирины Савельевой не только состоялись сами Дебаты и был сглажен горьковатый привкус нереализованных надежд и ожиданий, сопровождавший большинство событий нашей повседневной жизни. Интенсивное взаимодействие с польскими коллегами позволило точнее и тоньше сформулировать проблемы польско-российского диалога, однако их разрешение возможно только в ходе продолжения дискуссий между обеими сторонами.
А. Колесник: За рамками studia humanitatis складывается определенная традиция и культура совместной работы ИГИТИ имени А.В. Полетаева ВШЭ и Института междисциплинарных исследований «Artes Liberales» Варшавского университета. Будем надеяться, что они будут укрепляться.
Вишленкова Елена Анатольевна
Савельева Ирина Максимовна
Вам также может быть интересно:
«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»
В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.
«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»
С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.
Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?
100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.
Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями
Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.
Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье
Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Список литературы: советская историческая наука
Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке
На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.
Запретное знание
Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.
Идеал женщины Третьего рейха
С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.