«Мы работаем с учителями школ, потому что они работают с детьми»
С 31 октября по 5 ноября Высшая школа экономики проводит первый этап осенне-весенних курсов повышения квалификации для учителей средних общеобразовательных школ и методистов научно-методических центров. Об особенностях новой программы рассказывает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.
— Тамара Анатольевна, почему организацией курсов для учителей в Вышке занимается дирекция по работе с одаренными учащимися? На первый взгляд кажется, что это не совсем ваш «профиль».
— Объяснение на самом деле простое. Мы работаем с преподавателями, потому что они, в свою очередь, работают со способными и талантливыми детьми, которых мы хотели бы видеть на своих олимпиадах. Олимпиады школьников задают высокую планку уровня знаний и способностей учеников, а следовательно, и уровня владения предметом учителей, призванных отвечать на «заковыристые» вопросы своих питомцев. Кроме того, в последние годы преподавание экономики и права как отдельных предметов в сфере среднего образования практически исчезло. Что обернулось проблемой обеспечения школ грамотными учителями, способными преподавать эти непростые предметы. Наши «школы для учителей» в определенной мере решают и эту проблему.
— Первую «школу для учителей» Вышка проводила летом 2010 года. Как за это время изменился формат организуемых вами курсов?
— Работа с учителями средних общеобразовательных школ и методистами научно-методических центров за это время приобрела регулярный характер — мы провели уже две летние школы и одну осенне-весеннюю. Летние школы мы обычно организуем для учителей из регионов, а вот осенне-весенние ориентированы в основном на школьных учителей из Москвы и Московской области. Такое разграничение — хотя оно и не жесткое — связано с тем, что летом нам легче решить вопрос размещения приезжающих к нам на курсы учителей из регионов в общежитиях Вышки. Во время учебного года мы в таких возможностях ограничены, поэтому нашими слушателями становятся, прежде всего, учителя из Москвы и Московской области, а также учителя из регионов, которые могут решить вопрос о размещении самостоятельно. Независимо от «сезона» мы приглашаем принять участие в наших школах учителей общеобразовательных школ стран СНГ и Балтии. Хочу при этом отметить, что собственно участие в школе для учителей бесплатное, они оплачивают только свои транспортные расходы. За три предыдущих школы квалификацию на них повысили в общей сложности почти 400 человек.
Что же касается изменений структуры, то этим летом мы впервые реализовали программу повышения квалификации для учителей права. Теперь принять участие в работе наших школ и повысить квалификацию могут учителя по всем профильным предметам Межрегиональной олимпиады школьников ВШЭ и других вузов. Нынешняя школа тоже соберет учителей на четыре программы: экономику, математику, обществознание и право.
— Сколько человек планирует принять участие в открывающейся школе? Какая из программ наиболее востребована у учителей?
— Около 40 учителей зарегистрировались на программу математики, около тридцати — на обществознание и экономику, около двадцати человек записались на программу по праву. Всего мы ожидаем 134 учителя.
— Как информация о «школах для учителей» распространяется среди их потенциальных участников? Как выглядит процедура отбора заявок на школу?
— Мы используем все возможные каналы: размещение информации на сайте, персональную рассылку, информирование руководителей школ, учителей во время мероприятий, в которых участвуют сотрудники нашей дирекции. Активную работу по привлечению учителей ближнего зарубежья ведет управление по работе со странами СНГ и Балтии. Передается информация и по «сарафанному радио». Три прошедшие школы, судя по благодарственным письмам от участников в адрес Вышки, прошли успешно, и учителя охотно делятся друг с другом информацией о наших курсах.
Электронная форма заявки на прохождение курсов повышения квалификации доступна на нашем сайте, то есть приезжать и лично подавать какие-то документы не нужно. Эти заявки рассматриваются нами с учетом таких критериев, как стаж работы, мотив участия в школе, регион проживания, потребность в размещении и других. Сказать, чтобы мы жестко отказывали кому-то, я не могу. Возможность пройти курсы получает практически каждый желающий, чей график позволяет принять участие в работе школы. Различие слушателей по уровню их подготовленности и квалификации мы стараемся учесть при разработке программ курсов и формировании малых групп во время занятий.
— Какие специалисты ведут занятия на курсах повышения квалификации?
— Мы стараемся привлекать лучших преподавателей Вышки, которые имеют опыт работы со школьниками, участвовали в работе предметных методических комиссий, жюри нашей олимпиады и понимают специфику работы со школьниками. У нас сложился очень хороший состав преподавателей, и выделять кого-то мне кажется не совсем правильным. В то же время хочу отметить факультет права, где работа со школьными учителями получила большое внимание и поддержку. Куратором программы «Преподавание права в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам» стал старший преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Александр Ремигайло, прикладывающий немало усилий для того, чтобы программа школы была насыщенной и разнообразной. А открывает школу для учителей права декан факультета Евгений Салыгин, он же проводит на ней первые занятия.
— Как строится учебный план открывающейся школы? Какого рода занятия предлагаются учителям? Какой результат вы ожидаете от них «на выходе»?
— Мы предлагаем слушателям программу, рассчитанную на 72 часа, половина из них будет прослушана сейчас, а оставшаяся — весной. Учителя, прошедшие программу и сдавшие зачет, получают документы государственного образца о повышении квалификации. Программа школы разнообразна и включает не только лекции и семинары. Например, учителей права ожидает выездной семинар в Совете Федерации, посвященный конституционно-правовым основам деятельности верхней палаты парламента. Еще один выездной семинар планируется провести весной. Программой школы также предусмотрены занятия, на которых рассматриваются психолого-педагогические аспекты работы с одаренными учащимися, мастер-классы по решению олимпиадных задач, подготовке школьников к работе над творческими олимпиадными заданиями в формате эссе. Мы развиваем и такую форму проведения занятий, как обмен опытом и круглые столы. Учителя заранее получают задание подготовить выступление с рассказом о своих методических находках, наиболее интересных уроках, формах работы или возникших проблемах. Каждый приехавший на школу получает трибуну для выступления.
Нам хотелось бы, чтобы взаимодействие учителей, прошедших наши курсы, получало развитие, чтобы они продолжали обмен полезной информацией за пределами наших школ. Современные средства коммуникации позволяют наладить такое профессиональное общение, и мы в Вышке начали работу над созданием дистанционной школы по работе с одаренными детьми и дистанционных курсов повышения квалификации для учителей школ, где предполагается создать такую среду общения. Нам хотелось бы оставаться интересными выпускникам наших школ, чтобы они возвращались к нам через какое-то время на новые программы. Опыт общениями со слушателями, как и опыт обучения собственных студентов, помогает нашим преподавателям понять, где имеются лакуны в подготовке выпускников средних общеобразовательных школ, какие трудности школьные учителя испытывают в преподавании предмета. Мы также регулярно проводим анкетирование участников школ. Вместе с тем дирекция не отказывается от идеи разработки принципиально новых программ для учителей, имеющих большой опыт работы с одаренными школьниками и подготовивших победителей и призеров олимпиад разного уровня.
— Ощущаете ли вы заинтересованность самих школ, их директоров и учителей в обучении на таких программах?
— В целом да, ощущаем. Многих учителей направляют на обучение школы, оплачивая им командировочные расходы. И хотя существует развитая сеть региональных институтов повышения квалификации, многие учителя отдают предпочтение программам повышения квалификации, которые предлагаются ведущими российскими университетами. Причина проста: здесь больше возможностей получить передовые знания и навыки в интересующих их областях. А университеты, на мой взгляд, обязаны делиться этими знаниями, выполняя одну из своих важных общественных функций.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Ремигайло Александр Всеволодович
Салыгин Евгений Николаевич
Вам также может быть интересно:
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Зачем всем психологам знания из области группового анализа
5 октября на кафедре психоанализа и бизнес-консультирования факультета социальных наук ВШЭ стартует программа повышения квалификации «Теория и практика группового анализа». Руководитель программ ДПО кафедры Ксения Вагнер выделила три основные причины, по которым это обучение актуально для всех желающих заниматься психологией профессионально.
В ВШЭ научат, как обосновать тариф
В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая многоотраслевая программа повышения квалификации «Экспертиза расходов и расчет тарифов в коммунальном комплексе». Курс предназначен для руководителей и специалистов, занятых в регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
ВШЭ провела программы повышения квалификации для учителей из Кыргызстана и Узбекистана
НИУ ВШЭ развивает и поддерживает таланты не только в России, но и за рубежом. В течение многих лет Дирекция по работе с молодежью за рубежом выступает инициатором мероприятий по привлечению талантливых иностранных абитуриентов, а также по повышению квалификации учителей из школ-партнеров. В числе недавно организованных Вышкой встреч — программы повышения квалификации (ППК) для учителей из Кыргызстана и Узбекистана.
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
«На рынке сейчас востребованы люди, способные заниматься потоковой аналитикой»
Данил Гришин, выпускник онлайн-магистратуры Высшей школы экономики «Экономический анализ», сотрудник Банка России, принял участие в курсах повышения квалификации факультета экономических наук ВШЭ. Он рассказал, чем трехнедельный интенсив полезен эконометристу-практику, как полученные в Вышке знания помогают развивать модельный аппарат в Дальневосточном главном управлении ЦБ и какие профессиональные треки кажутся ему наиболее перспективными.
ESG и ответственное инвестирование: Вышка приглашает на программы ДПО
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ открыла прием на две уникальные программы повышения квалификации в области устойчивого развития и ESG. Программы дополнительного профессионального образования разработаны Центром управления устойчивым развитием компаний в рамках стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» НИУ ВШЭ.
НИУ ВШЭ и ЦЭПП МЧС России будут готовить психологов для работы с участниками СВО и их семьями
Высшая школа экономики и Центр экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России разработали образовательный проект повышения профессиональной квалификации «Теория и практика психологической помощи при последствиях травматического и хронического стресса». Он построен по модульной системе и предусматривает подготовку как профессиональных психологов, так и других специалистов, которые смогут повысить понимание того, что происходит с человеком, попадающим в экстремальные условия, и как можно такому человеку оказать первую помощь.
Факультет компьютерных наук ВШЭ и Сбербанк запускают Академию программирования для студентов Вышки
Это цикл бесплатных программ повышения квалификации, которые помогут студентам разных факультетов изучить популярные языки программирования. Отбор заявок на первую программу «Программирование на Python» продолжается до 31 марта.