При участии ВШЭ подготовлены новые пособия по финансовой грамотности
27 августа заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак представил журналистам второе издание учебных пособий по финансовой грамотности для школьников. В написании пособий, а также в подготовке учителей для работы с ними приняли участие преподаватели ВШЭ.
О необходимости обучать детей школьного возраста финансовой грамотности в Минфине России впервые задумались в начале 2010-х годов, и в 2013 году началась подготовка учебно-методических материалов. В числе авторов — преподаватели ВШЭ Игорь Липсиц*, Василий Солодков, Григорий Канторович, Елена Савицкая, Георгий Гловели и другие.
В 2016 году на базе ВШЭ и РАНХиГС был создан Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. Его основной задачей стало обучение учителей работе с этими пособиями.
Теперь же подготовлено второе издание пособий. Как отметил руководитель Федерального методического центра, научный руководитель кафедры инфраструктуры финансовых рынков ВШЭ Николай Берзон, финансовые рынки и финансовые инструменты меняются так быстро, что первая редакция многих книг уже устарела. А в обновленных книгах учтены самые современные тренды.
К 1 сентября регионы уже получили 5,2 млн экземпляров пособий, еще 6,3 млн будет отправлено до конца текущего года. Как отметил Сергей Сторчак, это самый большой единовременный тираж школьных учебных пособий в современной России. Для каждого класса предназначены отдельные пособия — с учетом возрастных и психологических особенностей детей того или иного возраста.
За три с половиной года Федеральный методический центр подготовил 346 тьюторов и методистов, которые, в свою очередь, обучили на местах более 26 тысяч учителей.
Сейчас в проекте участвуют 62 региона, подписавшие соглашения с Минфином России. Кроме того, в некоторых других регионах Вышка взаимодействует со школами через Университетский образовательный округ ВШЭ. Учителя этих школ проходят повышение квалификации по вопросам преподавания финансовой грамотности в Москве.
«Проводя занятия с учителями, я вижу, как они открывают для себя то, что должен понимать каждый взрослый человек, — рассказал Николай Берзон. — Это умение вести семейный бюджет, понимание рисков, которые есть на финансовом рынке, и многое другое».
До конца 2020 года количество регионов-участников проекта планируется довести до 82, а количество подготовленных учителей должно превысить 30 тысяч. Как заявил Сергей Сторчак, главная задача проекта — создать условия для формирования финансовой культуры и рационального финансового поведения граждан России начиная с юных лет и до пенсионного возраста.
* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Савицкая Елена Владиславовна