Программы Фулбрайта: настойчивость будет вознаграждена
10 марта в Высшей школе экономики прошла презентация стипендиальных программ Фулбрайта 2012-2013 годов. Своими впечатлениями от участия в программе с собравшимися студентами и сотрудниками ВШЭ поделилась участница программы Фулбрайта прошлого года Лариса Тарадина.
— В рамках Фулбрайта существуют различные стипендиальные программы, в какой из них вы участвовали?
— Я участвовала в программе Фулбрайта для сотрудников международных отделов (Russia International Education Administrators (RIEA) Program). Программа RIEA предлагает интенсивную трехмесячную стажировку в США для повышения профессионального мастерства специалистов международных отделов в области академического обмена, межкультурной коммуникации и языковой практики. У нас был довольно плотный график поездок, за двенадцать недель мне удалось посетить двенадцать университетов.
Программа состояла из трех частей. Первая академическая часть прошла в университете Миннесоты, где представители разных подразделений рассказывали о том, как построена их работа по приему иностранных студентов и преподавателей, по отправке студентов за рубеж, какие есть стипендиальные программы, как проходит адаптация иностранных студентов в университете и прочее. Также мы встречались со студентами, которые заинтересованы в изучении русского языка и с российскими студентами, обучающимися в университете.
После этого мы неделю провели в Вашингтоне, где участвовали в конференции Американской ассоциации международного образования. По сути это профессиональная ассоциация для сотрудников различных международных департаментов университетов. В России на сегодняшний день нет аналогичного объединения. После этого наша группа отправилась в Нью-Йорк, мы слушали лекции в Институте международного образования, посещали различные университеты, в итоге такой насыщенной программы мы получили общее представление и о частных, и о государственных, и о больших, и о маленьких университетах.
Затем прошла неделя сетевого взаимодействия, в рамках которой я смогла посетить те университеты, с которыми у Вышки существует реальное партнерство — Беркли и Стэнфорд. Мне удалось встретиться с нашими партнерами, познакомиться с новыми людьми. Последнюю часть стажировки я провела в Корнелльском университете (штат Нью-Йорк). Как и большинство американских университетов, он является небольшой империей, внутри которой ведется бизнес, устраиваются выставки, концерты, соревнования, жизнь множества людей протекает в ритме университета и выстраивается вокруг него.
— Каким образом происходит выбор университетов для прохождения стажировки?
— Участник может высказать свои пожелания относительного того, где он хотел бы проходить стажировку, еще во время подачи документов на конкурс. Я указала университет Джорджа Мейсона, с которым у нас существует институциональное партнерство. Но будет ли принято во внимание пожелание конкурсанта, никто не может заранее сказать. Обычно распределение происходит по такому принципу, чтобы участники могли побывать в различных регионах страны и университетах. Конечно, все стремятся в известные университеты с мировым именем. Но на практике оказывается, что мы не можем оценить заранее, какое распределение будет более удачным для нас. В нашей группе участники, которые оказались в небольших университетах в не самых популярных регионах, получили больше внимания со стороны своих кураторов, у них оказалось более насыщенная учебная и культурная жизнь. Но в любом случае все университеты, участвующие в программах Фулбрайта, проходят конкурсный отбор, они очень заинтересованы, в том, чтобы показать себя с наилучшей стороны, так как для них принимать фулбрайтовских стипендиатов очень престижно, и обычно обе стороны остаются довольны сотрудничеством.
— На что вы, прежде всего, обращали внимание во время визитов в университеты?
— Фактически, я изучала один и тот же блок вопросов в каждом университете. Меня интересовали вещи, связанные с системой поддержки принятия решений в управлении университетом (institutional research), как устроена эта система в американских университетах. Наиболее интересным для нашего университета мне показался опыт университета Калифорнии в Беркли. Во-первых, это государственный университет, и его система разрабатывалась с расчетом на то, чтобы отвечать на любые вопросы, которые могут потребоваться для различных государственных институтов. А во-вторых, система создавалась «с нуля» в течение десяти лет теми людьми, которые и сейчас работают в университете. Кстати, они же принимают активное участие в работе профессиональной Ассоциации работников системы управления университетами (Association for Institutional Research), и они готовы делиться с нами опытом и помогать. Кроме того я знакомилась с тем, как ведется внеучебная работа со студентами и различными студенческими сервисами.
Многие практики, имеющие место в американской действительности, пока для нас являются недосягаемыми, но познакомиться с подобным опытом было очень интересно. Например, в американских университетах развита такая практика, как тематические общежития, где живут студенты, объединенные общим интересом — изучением одного языка или какой-то культуры, студенты одной национальности, занимающиеся определенным видом спорта или даже общежития для студентов определенной сексуальной ориентации. Я смотрела, как устроена работа международного блока, уделяя особое внимание тому, как налаживать сотрудничество с американскими университетами. Я везде посещала центры российских исследований и кафедры изучения русского языка. К сожалению, выяснилось, что сегодня русский язык является не очень популярным, а центры российских исследований каждый год получают все меньшее финансирование.
Темой, которой я уделяла особое внимание, было построение работы университета в сфере взаимодействия с общественными и государственными организациями, меня интересовало, как университет поддерживает волонтерские проекты студентов, как волонтерство вписано в учебный процесс, является ли оно обязательным элементом становления профессионала.
— А что вас лично привлекает в этой теме?
— Дело в том, что я много лет участвую в деятельности различных волонтерских проектов и благотворительных организаций, и когда я начала работать в нашем университете, я задумалась над тем, как здесь может быть устроена эта работа. Перед отъездом на стажировку я говорила на эту тему с заместителем директора питерского филиала ВШЭ Даниилом Александровым, и он посоветовал мне присмотреться к тому, как эта сфера устроена в американских университетах. Оказалось, что направление Public Engagement во многих университетах настолько значимо, что нередко оно стоит в одном ряду с учебной и научной деятельностью. Мне очень понравилось, как организована эта работа в Стэнфорде и Корнелле.
Мне кажется, что у нас очень большой потенциал в развитии волонтерской деятельности, и очень хотелось бы, используя полученные контакты, поработать над развитием этого направления в Высшей школе экономики.Уже есть предложения от университета Корнелла и университета Техаса в Остине о совместных проектах, надеюсь, их удастся реализовать уже в самое ближайшее время. Кроме того, полезно, на мой взгляд, познакомиться с опытом Стэнфорда, где над реализацией аналогичных проектов работает довольно крупное подразделение — центр HAAS.
— Что показалось особенно примечательным в повседневной жизни американских университетов?
— Из примечательного можно было отметить, например, что в Стэнфорде студенты первого года не могут иметь машину — таким образом администрация вуза старается обеспечить их пребывание на территории университета, способствуя укреплению контактов студентов разных курсов и специальностей. В каждом общежитии обязательно есть взрослый человек, в варианте Стэнфорда — профессор, который там живет и помогает студентам. Один из них рассказывал, что администрацию очень взволновала ситуация, когда возле одной из библиотек закрылось кафе. Казалось бы, что такого? Но здесь возможность выпить кофе с книгой за столиком около библиотеки рассматривается как шанс возникновения спонтанного междисциплинарного общения между студентами. И кто знает, что произойдет, когда два студента с разных факультетов с книгами окажутся за одним столиком, какое взаимодействие произойдет и какой результат будет? На территориях университета создано множество рекреационных зон, где можно посидеть с ноутбуком, поспать, пообщаться, отметить день рождения. Это не только место тусовки, но и пространство, где возникают случайные исследовательские контакты, которые невозможно запланировать и из которых может развиться любое академическое направление.
— Как вы оцениваете результаты этой стажировки?
— Если до поездки я почти не представляла, как устроено американское образование, то теперь я чувствую себя достаточно свободно для того, чтобы развивать коммуникации в профессиональной сфере. Я знаю систему изнутри и знаю людей, плюс я — выпускник программы Фулбрайта, а это волшебный золотой ключик, который открывает многие двери, потому что в Америке участие в фулбрайтовских программах очень престижно. Восемьдесят процентов участников конференции Американской ассоциации международного образования (в основном это руководители международных блоков разных университетов) являются выпускниками программы Фулбрайта.
— Что бы вы порекомендовали сделать тем, кто сейчас вдохновился идеей поехать на одну из программ Фулбрайта?
— Чтобы поехать, нужно захотеть, но не азартно, а спокойно и серьезно, собраться с мыслями и решить: мне это действительно надо. Опыт показывает, что настойчивость будет вознаграждена, в моей группе было несколько человек, которые подавали заявки год назад и не прошли, а в этом году их взяли. Почему в прошлом году им отказали, а в этом взяли? Был другой конкурс, другие приоритеты. Например, раньше наша программа была ориентирована на людей более высокого статуса, но с этого года стратегия изменилась и на программу стали брать людей среднего уровня управления. Они сместили приоритеты, и по факту это изменило состав участников. Когда подаешь заявку, необходимо понимать — это не единственная заявка в жизни, вполне вероятно, что тебе откажут, и вполне вероятно, что на следующий год в той же программе скажут «да». Надо пробовать.
Также стоит учитывать, что американцы ориентированы на открытых людей, тех, кто готов общаться, устанавливать межкультурные контакты, представлять свою страну, участвовать в массовых мероприятиях. Ученый, сидящий в библиотеке, не очень интересен для программ Фулбрайта, так как они, прежде всего, нацелены на развитие межкультурных коммуникаций.
Если говорить о формальностях, то желающим подать заявку необходимо следующее. Изучив возрастные и формальные ограничения, определиться, какая из предложенных программ подходит им больше всего (магистерская, аспирантская, преподавательская, исследовательская). Затем надо четко заполнить анкету, не забывая, что академические успехи — это только часть успеха, значимая вещь — это коммуникационные навыки и способность к неформальным коммуникациям. Ну и вовремя подать заявку, быть готовым к сдаче экзамена TOEFL, либо предоставить сертификат о ранее сданном экзамене.
— Были ли какие-то сложности, с которыми вы столкнулись во время поездки?
— Во время пребывания на стажировке вы пользуетесь многими благами и возможностями, которые предоставляет программа, но если случается что-то, что не вмещается в рамки, отведенные вам системой, то можно оказаться в затруднительном положении. Когда у меня сломался компьютер, я обратилась за помощью в университетский сервис, но выяснилось, что как гость, я не могу рассчитывать на их помощь, и меня направили в коммерческий центр. Там мне тоже не смогли помочь в силу ряда технических причин. В итоге мне помогли дистанционно из России, и я решила проблему. Но я поняла, что при самой, казалось бы, простой проблеме или при несоблюдении правил можно выпасть из американской системы, что легкость существования там кажущаяся. В США легко и приятно жить, пока ты вписываешься в систему, поэтому важно понимать, где рамки твоего существования.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит
Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».
В НИУ ВШЭ состоялась встреча с Генри Киссинджером
5 февраля на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с ученым, дипломатом и государственным деятелем Генри Киссинджером. С российской стороны во встрече, организованной по инициативе гостя в формате семинара, приняли участие полтора десятка наиболее ярких молодых ученых из ВШЭ, МГИМО, институтов Академии Наук. Были приглашены и лучшие магистранты. Мероприятие вел декан факультета Сергей Караганов.
Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран
Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.
Филантропия в США: оптимистическая история
Недопонимание между государством и третьим сектором, нередко наблюдаемое в России, не повод отчаиваться: история развития благотворительности в Америке тоже не была безоблачной, но договориться сторонам все-таки удалось. В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел семинар «Частная филантропия, общество и власть в США: противоречия, компромиссы и сотрудничество», на котором выступил американский исследователь Фридрих Фурман.
«В периоды недопонимания важно снова и снова изучать уроки нашего альянса во Второй мировой войне»
24 апреля Джон Байерли, американский посол в России в 2008-2012, прочел в Высшей школе экономики лекцию, посвященную сотрудничеству СССР и США в годы Второй мировой войны и приуроченную к 70-летней годовщине встречи союзных войск на Эльбе, отмечаемой 25 апреля.
«Мой отец хотел, чтобы американцы знали, как много советские люди страдали в этой войне»
24 апреля в Высшей школе экономики выступит посол США в России в 2008-2012 годах Джон Байерли (John Beyrle). Его лекция будет посвящена 70-летней годовщине встречи армий союзников на Эльбе и сотрудничеству Соединенных Штатов и СССР во время Второй мировой войны. Для Джона Байерли история Второй мировой войны — это личная история.
Российские и американские студенты совместно ищут решения юридических проблем
10 студентов школы права Университета Айовы (США) приехали в Москву для участия в исследовании, которое они будут проводить вместе со студентами 2 и 3 курса образовательной программы бакалавриата «Юриспруденция». Цель этого международного проекта — сравнить юридическую трактовку одних и тех же проблем в России и США. В апреле российские студенты отправятся в Америку для доработки и презентации проектов.
Ректор Высшей школы экономики встретился с послом США
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов встретился с послом США в РФ Джоном Теффтом. Они обсудили важную роль взаимодействия США и РФ в сфере образования и культуры, а также возможности развития сотрудничества между ВШЭ и вузами США.
Взаимодействие государства и благотворительных фондов в США: Стефан Топлер о трех дорогах к успеху
26 июня в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел научный семинар «Новые формы государственно-частного партнерства в благотворительности США», с докладом на эту тему выступил профессор Школы государственной политики, управления и международных отношений Университета Джорджа Мейсона (США), соредактор Международной энциклопедии гражданского общества Стефан Топлер.
Банковский институт ВШЭ и Институт CFA: магистерская программа «Финансовый аналитик»
В 2014 году Банковский институт ВШЭ отмечает пять лет сотрудничества с Институтом CFA, США(CFA Institute), международной организацией, объединяющей свыше ста тысяч финансовых специалистов во всем мире. Одним из итогов успешного сотрудничества стало открытие в 2011 году первой в Восточной Европе магистерской программы «Финансовый аналитик», которая имеет официальный статус программы-партнера CFA Institute.