В Вышке появился Центр цифровых культур и медиаграмотности
Центр займется разработкой, исследованием и продвижением тем, связанных с медиа-информационной грамотностью, и станет онлайн- и офлайн-площадкой для обсуждения новых трансмедийных и иммерсивных практик в цифровой среде. Также он продолжит работу по созданию различных культурных и образовательных проектов, которая уже успешно ведется на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
По словам профессора департамента медиа ВШЭ Анны Качкаевой, которая назначена директором Центра, решение о его создании в Вышке стало естественным продолжением курса, начатого в 2011 году с созданием факультета медиакоммуникаций. В 2013 году Министерством образования был принят федеральный образовательный стандарт по направлению «медиакоммуникации», а в программах бакалавриата появился предмет «Медиаграмотность». Два года назад в ВШЭ был запущен майнор «Медиа и массовые коммуникации», который стал одним из самых популярных среди студентов.
В последние несколько лет в зарубежных университетах стали открываться лаборатории цифровых культур и центры креативных медиа. Они исследуют тему цифровой повседневности, новых медиапрактик, информационной гигиены, занимаются поддержкой и изучением нового цифрового образа жизни. Центр цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ станет первым подобным в России и позволит встроиться в международный контекст по развитию международной трансмедийной грамотности.
Анна Качкаева,
директор Центра цифровых культур и медиаграмотности
«Иммерсивность, дополненная, смешанная, виртуальная реальности, геймификация и роботизация, мультиканальность и «другая» журналистика без редакций, издателей и сайтов, интерактивное VR-кино, цифровая история (digital history), социальное продюсирование и цифровые просветительские, образовательные, благотворительные — уже не столько СМИ, сколько поли- и метамедиа. Такова цифровая реальность нынешних культурных и медиаиндустрий.
Современные люди — почти медиа. Мы всегда на связи, наш язык стал «новым устно-письменным», мы создаем миллиард цифровых изображений и медиатекстов (селфи и сторис в Инстаграм). Мы включены в медийное сопереживание через «другого» — цифрового себя и цифрового друга (лайк/шер/репост/эмодзи), в повсеместную игру и цифровую интерактивность. Практика «цифрового расширения» людей, событий, институций — это практика масштабного сотворчества и массового продюсирования. Это рассказывание историй (сторителлинг) в самом широком смысле, когда все — от музея, театра, банка, города до поисковой системы, университета и НКО — становятся рассказчиками и конкурируют за сюжетность и интерпретацию, борются за наше вовлечение в повествование и эмоциональную включенность, стимулируют культуру соучастия.
Вот почему предмет спроса в цифровую эпоху — человеческое в человеке. И это означает, что коммуникативность, креативность, критическое мышление и командная работа — главное, что необходимо развивать, независимо от получения конкретных специальностей, географии, профессий и цифрового разрыва между поколениями».
Именно поэтому Центр стремится стать междисциплинарной площадкой в области цифровых медиа, медиа-экологии и трансмедиаграмотности. На его базе будут проходить семинары, научные конференции, в том числе и международные (ближайшая состоится 9–10 февраля 2019 года), и разрабатываться проекты для культурных и образовательных учреждений Москвы и регионов России. Особое внимание будет уделено изучению медиаправа и проблемы цифровых свобод.
Образовательная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ будет опираться на материалы программы ЮНЕСКО «Информация для всех», использовать опыт подобных центров при зарубежных университетах, проекта школ «Про Новости — грамотно!» и «Понимая медиа», а также методику оригинальных курсов, разработанных на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Здесь уже два года существует магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», студенты которой в качестве курсовых и дипломных работ создают цифровые издательства и разрабатывают приложения для музеев — например, приложение для Государственного музея Л.Н. Толстого или сайт-спутник «Музеи по соседству», включенный в число цифровых ресурсов Третьяковской галереи.
В 2018 году при поддержке Фонда Потанина на магистерской программе открыт музейный профиль — совместный проект с Политехническим музеем. В ближайшие три года магистратуры подобного типа планируется адаптировать для региональных вузов, на базе которых появятся своеобразные студенческие продакшн-проекты, работающие совместно с культурными, образовательными и социальными институциями.
Качкаева Анна Григорьевна
Профессор департамента медиа
Вам также может быть интересно:
«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»
Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.
Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ
Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.
Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»
26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».
Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры
Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.
«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»
В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года
В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».
«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»
Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.
«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе
С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.
«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»
В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.