Аналитические компетенции выпускников аспирантуры нужны и в бизнесе, и в госуправлении
Первые аспиранты ВШЭ, учившиеся по новым правилам, получили дипломы о высшем образовании 31 октября. Аспирантура стала для них не только работой над диссертацией, но и образовательной программой, которая завершилась итоговой аттестацией. Диссертации у всех выпускников готовы или почти готовы, и их предстоит защищать в текущем учебном году.
После принятия в конце 2012 года новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Первые аспиранты ВШЭ, которым предстояло учиться по новым правилам, приступили к занятиям осенью 2014 года. «За содержание, организацию и развитие каждой аспирантской программы стали отвечать новые институциональные подразделения — аспирантские школы, — отмечает проректор ВШЭ Сергей Рощин. — За три года нам удалось подтвердить жизнеспособность нового формата аспирантуры и новой модели ее организации в университете».
По мнению Сергея Рощина, учеба в аспирантуре, если проводить аналогию с экономикой, — это венчурная инвестиция. Она всегда рискованная, потому что аспирант не знает точно, удастся ли ему успешно завершить обучение и добиться результатов — стать исследователем, аналитиком, членом академического сообщества.
Учеба в аспирантуре 2014-2017 годов — трижды венчурная инвестиция. Поступая, никто до конца не понимал, какой будет новая образовательная программа. А недавно выяснилось, что выпускники этого года впервые будут защищать диссертации по новым правилам — им присвоят ученые степени ВШЭ. «Главное, что есть у университета как интеллектуальной корпорации, — это репутация, — подчеркнул Сергей Рощин. — Мы говорим о репутации исследователей, работающих по определенным стандартам. Защищая диссертации по новым правилам, выпускники аспирантуры внесут вклад в формирование репутации университета как первопроходцы, а в последующие годы это станет рутинной практикой».
Аспирантура традиционно рассматривалась как институт, способствующий академической инициации — вхождению аспиранта в исследовательское сообщество. Однако мир стал более разнообразным, и навыки, приобретенные во время учебы в аспирантуре и подготовки диссертации, можно использовать не только в научной работе, но и в других областях, считает Сергей Рощин. В бизнесе, в государственном управлении, в сфере технологий высок спрос на аналитические компетенции, которыми обладают выпускники аспирантуры, и на их экспертное знание. Диплом об окончании аспирантуры ВШЭ и кандидатская степень, полученная в ВШЭ, будут свидетельствовать о высокой репутации специалиста, о его статусе ответственного эксперта вне зависимости от того, чем он занимается.
Диплом об окончании аспирантуры ВШЭ и кандидатская степень, полученная в ВШЭ, будут свидетельствовать о высокой репутации специалиста, о его статусе ответственного эксперта вне зависимости от того, чем он занимается
В этом году общий выпуск аспирантов ВШЭ в Москве — 81 человек, в том числе 23 — по экономике, 13 — по праву, 9 — по социологии. Из 6 выпускников по психологическим наукам — 3 иностранных аспиранта (США, Италия и Испания).
Диссертация Екатерины Куксо, выпускницы Аспирантской школы по образованию, посвящена проблеме распределенного профессионального лидерства в школах: как изменить систему связей в педагогическом коллективе, чтобы учителя перенимали опыт друг друга. За время учебы она успела выпустить монографию «Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе», съездить на стажировку в США, на летнюю школу в Великобританию и на несколько международных конференций. Учебу сначала совмещала с работой в Центре развития лидерства в образовании ВШЭ, а затем с проектами за пределами Вышки.
«Аспирантура для меня — это, прежде всего, социальный капитал, общение с выдающимися людьми — рассказывает Екатерина. — Мы учились по новой модели, слушали учебные курсы, в том числе онлайн. Мой научный руководитель Константин Михайлович Ушаков позволял мне ошибаться, умел ждать и очень спокойно реагировал, если я чего-то не понимала. Учеба дала мне понимание широкого образовательного контекста, предпосылок реформ, смысла политических решений в образовании».
Для Елены Степановой, выпускницы Аспирантской школы по экономике, Вышка — уже не первое учебное заведение, которое она оканчивает. Изначально она — инженер-строитель, степень МВА получила на совместной программе сингапурского и японского университетов, сейчас работает начальником отдела инвестиционного анализа и международных связей АО «Мосинжпроект». В аспирантуру пошла к профессору Николаю Берзону, выбрав для диссертации тему «Оценка рисков при мезонинном финансировании» (симбиоз долгового финансирования и финансирования собственным капиталом). Защита назначена на 19 декабря, уже получены первые положительные отзывы.
«Тема диссертации не связана в полной мере с моей текущей работой — скорее это задел на будущее, — считает Елена. — Исследование основано на эксклюзивной базе данных, которую с 1970-х годов ведет известная международная компания, и мне удалось ее получить после долгих переговоров. Аспирантура для меня — это прежде всего развитие исследовательских, аналитических навыков, без которых невозможно принятие решений в бизнесе. Вышка дает эти навыки на хорошем международном уровне».
Антон Казун, выпускник Аспирантской школы по социологии, бакалавриат и магистратуру тоже окончил в Вышке, работает научным сотрудником Института анализа предприятий и рынков ВШЭ, преподает институциональную экономику в бакалавриате. Тема его диссертации — «Социальные, экономические и политические факторы профессиональной деятельности адвокатов в российской правоохранительной системе», научный руководитель — директор этого института Андрей Яковлев.
«Учебу в аспирантуре я не отделял от работы, — говорит Антон. — Над проектом, который лег в основу диссертации, я работал как научный сотрудник. Статьи, написанные в рамках проекта, можно было использовать и для отчета в аспирантской школе, поэтому о публикациях я не волновался. Так что по сравнению с магистратурой все было не так сложно. Считаю, что каждый человек, который в России хочет заниматься наукой, должен получить кандидатскую степень — это как обряд инициации: пройдя через его перипетии и трудности, становишься своим в академическом сообществе. В аспирантуре мы изучали серьезные учебные курсы, и иногда было непросто перевоплотиться из преподавателя в студента. Но мы справились».
Берзон Николай Иосифович
Ординарный профессор ВШЭ
Казун Антон Павлович
Аспирант Аспирантской школы по социологическим наукам
Куксо Екатерина Николаевна
Аспирант Института образования ВШЭ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Степанова Елена Олеговна
Аспирант Школы финансов ВШЭ
Ушаков Константин Михайлович
Профессор Департамента образовательных программ
Яковлев Андрей Александрович
Проректор ВШЭ