• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации в образовании: 10 самых известных проектов

Инновации в образовании: 10 самых известных проектов

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на Конкурс инноваций в образовании, который проводят Институт образования ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию — «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время». «Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», — говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании, подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, — каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями. В основе проекта — идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов. По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации. На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное. Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы — «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления. С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы. Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай. Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке». Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

LifeCamp

Выездная школа, программа которой позволяет старшеклассникам осознанно выбрать профессию благодаря организации ситуаций «взрослой» жизни. Акцент делается на выработку у детей навыков принятия решений, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Выездные школы уже проведены в Красноярском крае, Республике Хакасия, Московской области, а также в Китае (Шанхай) и США (Сан-Франциско).

BiTronics Lab

Курс обучения и прототипирования на базе набора-конструктора «Юный нейромоделист». Дети развивают навыки и умения, востребованные в будущем: учатся работать с электроникой и биосигналами человека, конструировать, программировать, генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь. После участия в КИвО проект был запущен в ряде школ и технопарков, а также в рамках олимпиады Национальной технологической инициативы.

Сетевая старшая школа

Методическая разработка в сфере общего образования, авторы которой совместили в одной концепции принципы тьюторства, развивающего обучения, существующие нормы законодательства об образовании. Основной принцип Сетевой старшей школы — индивидуализация образовательного процесса, которая обеспечивается за счет выбора учеником предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг.

Scratch4russia

Образовательная программа для детей, позволяющая освоить язык программирования Scratch 2. Разработаны специальные методические пособия, учебники, онлайн-платформа со вспомогательными материалами. Главная задача проекта — сделать так, чтобы ребенок увлекся программированием с раннего детства.

Конкурс инноваций в образовании

КИвО тоже есть на Карте лидеров инноваций в образовании, так как он сам по себе — инновация, стартап. «Мы развивали его по схеме, знакомой всем начинающим предпринимателям, — говорит директор КИвО Диана Королева. — Но очень скоро конкурс стал еще и полигоном для исследований, нам удалось собрать солидную базу данных». Благодаря КИвО в Высшей школе экономики был создан Центр изучения инноваций в образовании, который исследует такие темы, как ландшафт рынка образовательных инноваций, особенности команд инновационных проектов и характеристики самих инноваторов.

Вам также может быть интересно:

Шесть представителей НИУ ВШЭ прошли в полуфинал конкурса «Знание.Лектор»

В этом году Высшая школа экономики стала площадкой для проведения очного регионального тура Всероссийского конкурса «Знание.Лектор» в Москве и Московской области, а ректор университета Никита Анисимов стал наставником по тематике «Педагогика, образование и наставничество».

Стали известны победители конкурса предсказаний нобелевских лауреатов по экономике

Факультет экономических наук ВШЭ подвел итоги традиционного конкурса предсказаний. ФЭН проводит его ежегодно накануне Нобелевской недели. В этом году конкурс вновь привлек участников из разных регионов России и стран мира. А один из них — Габриэль Гонсалес, студент последнего года обучения в департаменте математики и эконометрики Лондонской школы экономики (LSE) — сумел предсказать всех трех лауреатов премии по экономике 2024 года: Дарона Аджемоглу, Джеймса Робинсона и Саймона Джонсона.

Новая столица Монголии: команда ФГРР представила мастер-план в финале международного архитектурного конкурса

В ходе финала международного конкурса в Улан-Баторе команда Факультета городского и регионального развития и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ представила руководству Монголии и международному жюри мастер-план будущей столицы Монголии — Нью-Хархорума.

Специальные призы для участников международного конкурса WOWMOSCOW

Школа дизайна НИУ ВШЭ предоставляет специальные призы для участников международного конкурса видеороликов о городах WOWMOSCOW.

Вышка и московский Комитет по туризму проводят международный конкурс видеороликов о городах

Школа дизайна НИУ ВШЭ и столичный Комитет по туризму приглашают молодых режиссёров, аниматоров, операторов и других авторов, работающих с видео, к участию в международном конкурсе коротких видеороликов о городах. Конкурс организован на платформе Школы дизайна НИУ ВШЭ и Института развития креативных индустрий «Креативный город» в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».

Работы на фотоконкурс «Природа и климат» принимаются до конца августа

Факультет географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ стал одним из организаторов фотоконкурса «Природа и климат», задача которого — показать красоту природы и ее взаимосвязи с климатом, а также современные подходы к изучению природных экосистем и их роли в регулировании климата. Конкурс открыт для всех желающих, лучшие работы будут представлены в сентябре на фотовыставке, приуроченной к 5-летнему юбилею факультета.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.