«Наша школа — это место для тех, кто ищет себя»
Школа юного филолога ВШЭ открывает свой пятый сезон. Каждую среду после шести вечера школьников, а также их учителей ждут встречи с преподавателями и исследователями, изучающими самые разные аспекты филологии. Запись в школу открыта в течение всего учебного года, занятия в ней бесплатные. По окончании школы ее слушателям выдается сертификат.
Чему учат на школе
По словам руководителя Школы юного филолога Сергея Волкова, основная задача школы — познакомить ее участников со всем многообразием филологической науки. Именно поэтому на школе в качестве лекторов выступают представители разных филологических и сопредельных дисциплин, которых объединяет одно качество — умение увлеченно рассказывать о том, чем они занимаются.
«На одной неделе у нас может быть лекция по византинистике, где ребятам расскажут про историю Византии, ее письменность, другие интересные сюжеты, — говорит Сергей Волков. — В другой раз речь пойдет про структурную лингвистику. Потом мы с ними можем читать и анализировать какие-нибудь непонятные стихи. Темы для занятий неисчерпаемы. Главное, чего мы хотим, — чтобы наши слушатели приходили к нам с удовольствием, чтобы у них появился интерес к филологии».
Кто может стать слушателем школы?
Ответ на этот вопрос прост: любой желающий.
«К нам приходит много ребят из 8-11 классов, которые очень приблизительно понимают, что такое филология, — рассказывает Сергей Волков. — Их могло что-то заинтересовать на уроках литературы в школе, или им там, напротив, чего-то не хватает, а хочется послушать что-нибудь интересное. Наша школа — это место не для готовых абитуриентов филологических факультетов, а для тех, кто ищет себя. Мы ребятам в этом поиске постараемся помочь».
Школа юного филолога не нацелена на подготовку к ЕГЭ или олимпиадам по русскому языку и литературе, но на занятиях можно узнать много такого, что потом пригодится при поступлении в вуз.
Зачем приходят учителя
Взрослые слушатели стали появляться на занятиях школы постепенно. Это были учителя, которые приводили с собой ребят из своего класса и сами оставались посмотреть, как работают со школьниками их коллеги (в качестве лекторов на школе выступают как академические ученые и вузовские преподаватели, так и лучшие учителя-словесники из школ Москвы и других городов).
«Мы знаем, какие проблемы с преподаванием есть в школах, — говорит Сергей Волков. — С одной стороны, мы таким образом немножко помогаем тем ученикам, которые лишены возможности общаться с сильными учителями. С другой стороны, сильные школьные учителя — это наши помощники, через них распространяется информация о школе. Хороший учитель понимает, что нужно не монополизировать преподавание, не ограждать своих детей от других преподавателей, а наоборот — вводить учеников в среду, где люди свободно, интересно и талантливо говорят о литературе и языке».
Как проходят занятия
Обычно занятие на школе длится чуть больше часа. Лекторам дается свобода в построении занятий, они могут проводить их так, как считают нужным. Популярным является формат лекции с элементами семинара и беседы с ребятами. Но есть лекторы, которые превращают свой «урок» в настоящее семинарское занятие, формулируют задачи и проблемные вопросы, которые тут же обсуждают.
«Я обычно провожу семинары, потому что мне важно, чтобы ребята не просто меня слушали, а включались в происходящее, работали, — поясняет Сергей Волков. — Часто бывает, что они стесняются высказываться — а вдруг не то ляпнем? Я хочу их призвать: не бойтесь, вступайте в диалог, говорите. Вообще умение аргументированно и связно говорить важно и для филолога, и для любого человека, а в школах сейчас этому уделяют мало внимания».
Накануне зимних каникул в Школе юного филолога устраиваются «рождественские посиделки»: чаепитие и чтение стихов при свечах. Каждый читает то, что ему самому больше всего нравится. «Такой вечер длится без конца, ребята не хотят расходиться, — замечает Сергей Волков. — Так в моей молодости у костра пели или читали стихи, и оказывается, что и сегодня это для молодых людей важно».
Как насчет домашних заданий?
Анонсы будущих занятий вывешиваются заранее (на сайте Вышки или на странице «ВКонтакте»). К некоторым занятиям нужно подготовиться. Например, если будет разбираться конкретный текст, значит, его надо прочесть и как-то осмыслить. А вот по итогам занятия домашнего задания, как правило, нет, так как темы занятий и лекторы, проводящие их, меняются еженедельно. Правда, иногда бывают и циклы занятий под руководством одного преподавателя. Так, в прошлом учебном году доцент факультета гуманитарных наук ВШЭ Михаил Павловец организовал целый курс лекций, объединенных темой: «Может ли быть стихотворение без?..» (Например, без названия, без конца или даже вовсе без слов.)
Где проходят встречи Школы юного филолога?
Занятия проходят по средам (начало в 18.10) по адресу: ул. Старая Басманная, 21/4, стр.1, ауд.503 (ст.м. «Курская» или «Красные ворота»).
Записаться на занятия можно в течение всего года. Предварительная запись по телефону: 8(495)772-95-90 доб.22-078,22-699. Заявку можно также послать по адресу ilazareva@hse.ru, hhamrakulova@hse.ru Для прохода в здание Вышки нужно иметь с собой паспорт.
Волков Сергей Владимирович
Доцент Школы филологии
Павловец Михаил Георгиевич
Доцент Школы филологии
Вам также может быть интересно:
В Вышке пройдут летние очные смены для школьников
Центр взаимодействия с регионами и проект «Академия школьников» НИУ ВШЭ проведут две летние смены для учеников 6–8-х классов. Старшеклассники смогут познакомиться с университетом, почувствовать себя студентами и оценить, какие направления наиболее интересны для изучения.
Ярослав Кузьминов: «Преподаватель – публичная фигура даже в сети»
Ректор Высшей школы экономики прокомментировал полемику о высказывании Гасана Гусейнова.
Как «цифра» помогает изучать «букву»
Цифровые технологии открывают новые возможности для изучения и публикации литературных архивов. О том, как их использовать и о результатах первых российских проектов в этой сфере, говорили участники круглого стола «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве», состоявшегося 9 октября в Вышке.
Прием заявок от школьников на участие в выездной биологической сессии продлится до 5 марта
Выездная сессия для учеников 6-10 классов, интересующихся биологией, пройдет с 26 марта по 5 апреля в подмосковном Пущино. Ее организует Дирекция общего образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Академия школьников».
На новой бакалаврской программе «Античность» будут готовить историков и филологов
На образовательной программе «Античность», первый набор на которую пройдет в 2019 году, студенты будут изучать языки, литературу, историю и культуру Древней Греции и Рима, а студенты, выбравшие направление «Филология» — еще и литературу Византии. Они научатся работать с разными источниками: читать эпиграфические памятники, рукописи и папирусы, анализировать произведения античного искусства. О возможностях программы и карьерных горизонтах выпускников рассказывает академический руководитель программы Вера Мостовая.
На Красной площади пройдет фестиваль русского языка
С 31 мая по 3 июня в рамках Книжного фестиваля «Красная площадь» пройдёт фестиваль русского языка «Родное слово», в котором примут участие сотрудники Школы филологии ВШЭ.
С 4 сентября начинается прием заявок на обучение на факультете довузовской подготовки ВШЭ
Факультет довузовской подготовки предлагает программы для школьников 5–11 классов. Обучение на них позволяет не только подготовиться к сдаче государственных экзаменов и поступлению в вуз, но и получить знания по тем предметам, которых нет в обычной школьной программе.
«Нужно сделать так, чтобы школьники почувствовали себя исследователями»
C 6 по 12 июня в учебном центре «Вороново» прошла тематическая сессия Академии старшеклассников, в которой участвовали 84 десятиклассника из базовых школ Университетского образовательного округа ВШЭ. Занятия по русскому языку для них провели студенты образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».
Состоялся финал Всероссийского чемпионата НИУ ВШЭ по предпринимательству для школьников
В Высшей школе экономики при поддержке Фонда развития интернет-инициатив и школы бизнеса для тинейджеров MyStarta состоялся первый в России Чемпионат по предпринимательству для школьников. Всего участие в нем приняли 800 школьников со всей России и стран СНГ, в финал прошли 16 команд из 34 человек.
«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»
В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.