• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Технология развития

В Высшей школе экономики стартовала серия мастер-классов для молодых преподавателей и аспирантов, организованных Группой кадрового резерва ГУ-ВШЭ.

Идея проведения мастер-классов возникла при анкетировании, проведенном на первом собрании Группы кадрового резерва ГУ-ВШЭ весной этого года. Его участники хотели определить, каких навыков и знаний в первую очередь не хватает молодым преподавателям. Как выяснилось, основные проблемы касались методик преподавания, написания статей для научных журналов и получения грантов на исследования.

— Оказалось, что многие молодые преподаватели просто не знают о том, какие возможности существуют в Высшей школе экономики и как их можно использовать, — рассказал один из организаторов мастер-класса, ассистент Лаборатории институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ Илья Прахов. — Чтобы восполнить этот пробел, наша инициативная группа приняла участие в конкурсе проектов в помощь молодому преподавателю, который проводило Управление академического развития ГУ-ВШЭ.

Два предварительных мастер-класса прошли на выездном семинаре Группы кадрового резерва в начале октября. А 26 октября в здании на Мясницкой началась основная серия мастер-классов, открытых не только для преподавателей Высшей школы экономики, но и для молодых ученых из других вузов.

— Изначально мы планировали эту работу в расчете на молодых преподавателей лишь нашего университета, — сказала преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социологии ГУ-ВШЭ Анна Пашкевич, — так что большое количество внешних заявок стало сюрпризом и очень хорошей новостью для нас. Очевидно, молодые преподаватели из других вузов сталкиваются с теми же проблемами, что и мы. И, раз они следят за анонсами, которые публикуются на нашем портале, значит, для многих из них Высшая школа экономики — своего рода окно в академический мир.

Старт мастер-классов совпал по времени с обретением ГУ-ВШЭ статуса национального исследовательского университета, поэтому неудивительно, что темой первой встречи стали «Коммуникативные аспекты научной работы». Своими взглядами на эту проблему поделились старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ Борис Степанов и доцент Высшей школы европейских культур РГГУ Аркадий Перлов. Они призвали слушателей оценивать их собственные научные работы с разных точек зрения, оставаться критически настроенными (но не быть критиканами по отношению к другим) и разрабатывать новые темы для исследований, которые могли бы объединить их коллег. Впрочем, ближе к концу занятия стало понятно, что некоторые слушатели ожидали услышать скорее не это, а набор практических рецептов, подчас самых элементарных, гарантирующих успех при написании, оформлении и рецензировании научных работ.

Доцент кафедры наук о культуре факультета философии ГУ-ВШЭ Борис Степанов
Доцент кафедры наук о культуре факультета философии ГУ-ВШЭ Борис Степанов
— Мне было бы несколько неловко рассказывать уже практикующим преподавателям о том, какие цитаты включать в текст некоей статьи или как оформлять сноски, — заметил Борис Степанов. — Свою задачу мы видели в том, чтобы представить на обсуждение свой опыт, свою рефлексию, рассказать о перспективных, на наш взгляд, ходах в этой сфере. Но я думаю, что общий язык с нашими молодыми коллегами мы все-таки сумели найти.

Мастер-классы в Вышке продлятся до конца декабря, но проект на этом не закончится. Так, в будущем один из мастер-классов (он будет посвящен ораторскому искусству) планируется провести в Нижегородском филиале ГУ-ВШЭ. При наличии положительных откликов проект будет продолжен и в 2010 году.

— Мы заинтересованы в получении отзывов, новых тем для развития проекта, — сказал Илья Прахов. — Что же касается его результатов, то позже мы планируем провести неформальный опрос среди наших коллег, чтобы понять, какие мастер-классы им действительно помогли и какие из предложенных на встречах методик они стали использовать в своей практике.

Расписание мастер-классов, организуемых Группой кадрового резерва ГУ-ВШЭ:

  • 9 ноября: «Академическое письмо и принципы преподавания в США». Татьяна Постникова, Fulbright Visiting Scholar at Harvard University;
  • 23 ноября: «Текст (научного) гуманитарного исследования: структурирование наблюдений и построение аргументации». Аркадий Перлов, Высшая школа европейских культур, РГГУ;
  • 7 декабря: «Публичное представление результатов квалификационного исследования: идеологии и технологии». Аркадий Перлов, Высшая школа европейских культур, РГГУ;
  • 21 декабря: «Восстановление научного сообщества. История одного семинара». Михаил Гельфанд, Институт проблем передачи информации, Российская академия наук.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой

Вам также может быть интересно:

Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создал дорожную карту молодого ученого

Дорожная карта молодого ученого — это интерактивный пошаговый план, в котором отражены основные этапы научной карьеры — от поступления в магистратуру до защиты кандидатской диссертации. Она создана в рамках проекта Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ «Я пошел в науку», который реализуется при поддержке Минобрнауки России.

Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ

Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.

Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя

Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.

Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.

В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала  победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.

Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки

Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.

Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры

Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.

Факты о студентах в науке

Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.

Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых

Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.

Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей

Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.