Школа без ограничений
12 апреля состоялся совместный семинар Института развития образования НИУ ВШЭ и Экспертной группы № 8 по обновлению Стратегии-2020 «Новая школа». Обсуждались проблемы инклюзивного образования.
С докладами на тему «Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями развития» выступили директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Николай Малофеев и заместитель директора Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Сергей Вителис.
«Наша новая школа — это школа для всех, — процитировал Николай Малофеев текст национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в начале выступления. — В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Особое внимание в связи с этим уделяется сегодня инклюзии, которая, по определению эксперта, является одной из форм интегрированного образования. Их развитием Институт коррекционной педагогики занимается уже более ста лет, с 1908 года, и в этой области отечественная дефектология достигла определенных успехов. Однако состояние нормативно-правовой базы пока оставляет желать лучшего: до сих пор в России нет даже закона о специальном образовании.
Главное — сохранить за интегрированным ребенком всю полноту коррекционной помощи, подчеркнул докладчик. Часто можно встретить утверждение, будто настоящая инклюзия — это такое обучение, когда ребенку с ограниченными возможностями здоровья никто не помогает и он самостоятельно вписывается в среду сверстников. Но без внимания специалистов подобное «включение» не представляется идеальным. Другое дело — для особых детей нужен отдельный образовательный стандарт, который позволил бы им реализовать свое право на обучение наравне со всеми.
Крибле-крабле-пандус
Сегодня в этой области имеется целый ряд проблем, продолжил Малофеев. Образованием охвачены далеко не все дети с ОВЗ (в СССР эта доля составляла менее трети). Дети с грубыми нарушениями развития не могут освоить школьную программу и на этом основании признаются необучаемыми, система их отторгает. А те, у кого отклонения от нормы минимальны, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получая там необходимой специальной поддержки.
Более того, у всех детей с ОВЗ разные нарушения: слуха, зрения, речи, полиомиелит, умственная отсталость, аутизм... Кто-то испытывает легко устранимые трудности, а у кого-то поражение центральной нервной системы необратимо, так что требуется индивидуальная программа. Даже внутри указанных групп есть серьезные различия: дети с нарушением слуха могут быть полностью глухие, слабослышащие, с кохлеарным имплантантом, позднооглохшие... Если сказать, что «сейчас мы их всех вместе посадим, и будет хорошо», — получится «крибле-крабле-бумс» из «Снежной королевы» Г.Х. Андерсена. Легко отрапортовать, что в Москве 190 инклюзированных школ, но одного пандуса здесь недостаточно.
Год назад по заказу Минобрнауки Институт коррекционной педагогики начал разработку новых стандартов для детей с ОВЗ. Получилось 4 варианта — «4 гири до килограмма»: один «весит» меньше, другой — «больше», кому-то можно дать относительно высокий объем академических знаний, а кому-то — только самые простые жизненные навыки и компетенции. Это имеет особое значение для последней категории, которая сейчас лишается права на 10-летнее обучение только потому, что такие дети «все равно не научатся читать и писать».
Как готовить «полезных» граждан
«Главная задача современной школы — раскрытие способностей каждого ученика», — процитировал еще раз президентскую инициативу Николай Малофеев. Когда-то специальные школы возникали как средство защиты ребенка-инвалида от общества — сейчас оно становится более благожелательным. 200 лет назад такие школы создавались, чтобы давать этим детям профессию, делать из них «полезных» граждан. Но сегодня рынок труда изменился, и на Западе для выпускников спецшкол нет работы. Государство и общественные организации пытаются просто обеспечить досуг и достойную жизнь для этих людей.
В России, по словам эксперта, трудовое обучение в спецшколах пока еще востребовано. К примеру, в Забайкальском округе есть две школы 8-го вида, где учатся дети с интеллектуальными нарушениями: функционируют группы постинтернатной адаптации, выпускники устраиваются рабочими по обслуживанию зданий, дворниками, кочегарами, имеют подсобные хозяйства. Хорошо, если обучение строится с учетом наличия рабочих мест в регионе: так, в Ижевске готовят мастеров-оружейников, граверов по металлу, в Оренбурге — операторов вязального оборудования.
В столичных колледжах обучается свыше 500 человек с недостатками слуха, трудоустраиваются от 40 до 60% выпускников, около 20% — поступают в вузы, так что без работы остается не так уж много выпускников. «Если бы эти ребята были инклюзированы без соответствующего сопровождения специалистов, вряд ли они смогли бы добиться таких результатов», — указал Малофеев. Возможности трудоустройства при этом мало зависят от условий обучения: в Москве есть и колледж, где умственно отсталых учат строительным специальностям — за 15 лет, по словам директора, не получил работу ни один. «Все зависит не от оснащения учреждения, а от того, научатся ли его выпускники быть самостоятельными», — заметил докладчик.
Не следует забывать о двух вещах: роли учителя в «новой школе» и необходимости как можно более ранней помощи особым детям. «Если в класс приходят три интегрированных ребенка с нарушениями зрения, слуха и полиомиелитом — у учителя на столе должно будет лежать три учебника и три учебных плана», — пояснил Малофеев. Сможет ли справиться с этим педагог в массовой школе? На показанной в ходе доклада видеозаписи урока вместе с обычными школьниками ответить на вопросы учительницы пытался слабослышащий мальчик. Интегрированный ребенок не получает помощи, и остальные дети тоже теряются, сказал эксперт.
Героиней другого видеоролика стала маленькая девочка, бойко рассказывавшая сказку маме и логопеду. «Это ребенок, который родился глухим, прооперированный на первых месяцах жизни, но она вовремя начала заниматься с сурдопедагогом», — прокомментировал докладчик. В последнем видеофрагменте взрослая девушка призывала готовить к интегрированному образованию учителей в педагогических вузах. «Катя полностью глухой человек, но она окончила юридический факультет МГУ с красным дипломом: с ней занимались с 7 месячного возраста. Максимальное количество детей должно быть интегрировано, но их «включение» без сопровождения породит лишь огромное количество проблем», считает директор Института коррекционной педагогики.
Право на выбор
Инклюзия, по определению ЮНЕСКО, — это образование для всех, отметил в свою очередь Сергей Вителис. Представитель Минобрнауки согласился с тем, что дети с ОВЗ нуждаются в как можно более ранней помощи, и не каждый из них может посещать массовую школу, некоторым требуется постоянная помощь в специнтернатах. Но принятие новых образовательных стандартов должно помочь обеспечить детям право на безбарьерное образование. Кроме того, на реализацию государственной программы «Доступная среда» из федерального бюджета уже выделено 9 миллиардов рублей, примерно столько же будет из местных бюджетов. В документах, регламентирующих дошкольное образование, уже имеются нормы по созданию инклюзивной среды и соответствующие коррективы в положения о профессиональном образовании могут быть внесены уже в этом году, заявил Вителис.
«Скольким детям требуется специальное образование сегодня? Растет ли их доля?» — спросила во время обсуждения директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ Татьяна Абанкина. По словам Николая Малофеева, трудно сравнивать статистику до и после перестройки: «считали не детей, а учебные места». На период распада СССР доля детей с ОВЗ составляла 1,5%, сейчас — 4,8%, то есть «можно говорить, что положение ухудшилось, а можно — что государство стало честнее». По словам эксперта, число детей из всех групп риска может достигать 10%, наиболее реальная цифра — 4-6%. При этом многие дети, сохраняя спецдиагноз, могут идти по общеобразовательной траектории.
Кто должен решать, что нужно ребенку? Отвечая этот вопрос уполномоченному по правам ребенка в Москве Евгению Бунимовичу, директор Института коррекционной педагогики отметил, что право выбора следует оставить за родителями. К примеру, детей с нарушением слуха можно учить устной речи, только жестовому языку или поставить кохлеарный имплантант. У каждого из трех методов свои недостатки, и специалист обязан объяснить их семье. Но выбирать формы обучения, тип образовательного учреждения придется вместе с медицинской комиссией, уточнил Бунимович. И, как добавилдиректор Центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов, за пределами Москвы право выбора у родителей есть далеко не везде. Впрочем, если приходится решать, отдать ребенка в специнтернат или оставить дома, выходом может стать дистанционное обучение.
Каждый ребенок вне зависимости от региона проживания, если он готов к инклюзивному образованию, пусть будет «включен» — подвел итог обсуждению Николай Малофеев. Если нет — государство должно гарантировать ему минимум для развития в любом типе учреждения, самое главное — чтобы он прожил достойную жизнь.
Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Самое правильное в кризис — дать людям возможность учиться»
В интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о проблемах российской экономики, «Стратегии-2030», состоянии сферы высшего образования и том, в каком направлении ее следовало бы развивать.
38%
вузов не имеют ресурсов для инклюзивного образования. При этом еще 17% оценивают свои возможности для обучения людей с ограниченными возможностями как плохие.
Дмитрий Медведев обсудил с экспертами ВШЭ новые вызовы социально-экономической политики
2 апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в работе круглого стола «Инновация и социальная политика в новых условиях» в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества».
Кристиан Фрёлих: «Отношение к инвалидам является одним из сценариев мировой культуры»
20 марта в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ прошел семинар «Распространение глобальных моделей инвалидности и ее правовой защиты среди российских НКО». С докладом выступил научный сотрудник факультета социальных наук Университета Сёдертёрн (Швеция), аспирант института изучения культуры Университета Лейпцига (Германия) Кристиан Фрёлих.
Как обеспечить рост экономики
Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».
«Наверняка вы видите то, чего не видим мы»
1 марта в РИА Новости состоялось обсуждение промежуточных результатов работы исследовательской группы «Молодежная стратегия — 2020», общественного проекта, в рамках которого представители молодого поколения предлагают идеи развития страны в дополнение к Стратегии-2020.
Волонтерство: лучшие друзья в ВШЭ
Студенты ВШЭ принимают участие в работе международной волонтерской организации «Лучшие друзья» («Best buddies»), крупнейшей в мире некоммерческой организации, которая предоставляет возможности общения и дружбы с людьми, имеющими нарушения развития. Об этом — в материале студентки ВШЭ Марии Койсиной.
Социология инвалидности
20-25 сентября в Бишкеке прошел международный семинар «Переопределение инвалидности в Центральной Азии», завершивший одноименный дистанционный онлайн-курс, организованный экспертами ВШЭ, Католического университета Лёвена (Бельгия) и Международного университета Кыргызстана.
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов указом Президента РФ награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Уровень и качество жизни
Работа экспертных групп по совершенствованию Стратегии-2020 перешла в стадию самоорганизации. На заседании экспертов, состоявшемся 5 июня в Высшей школе экономики, начато формирование экспертной группы по направлению «Уровень и качество жизни».