В бизнес-инкубаторе ВШЭ учат проверять гипотезы и жестко конкурировать
Этой осенью бизнес-инкубатор ВШЭ занял 14-е место в рейтинге лучших университетских инкубаторов мира, а в Европе стал седьмым. Новостная служба ВШЭ рассказывает, как устроен вышкинский бизнес-инкубатор и как там помогают «прокачивать» стартапы.
Снимите розовые очки
«Ты понимаешь, у тебя есть продукт, но ему нужна упаковка. Нужен секс, потому что секс продается», — в бизнес-инкубаторе ВШЭ идет обсуждение одного из стартапов местных резидентов. Обсуждение, как всегда, открытое и эмоциональное — приглашенные эксперты-практики (менторы) не гладят будущих предпринимателей по головке, а оценивают их проекты и усилия по гамбургскому счету. В этом смысле название «инкубатор», пожалуй, обманчивое — здесь не выхаживают слабых, здесь закаляют сильных.
«Да, мы закаляемся, учимся выдерживать критику и защищать свой проект, а иначе ничего не получится, — говорит резидент инкубатора Карина Мельникова. — К тому же будущие клиенты не будут с тобой носиться — они просто развернутся и уйдут, если ты их не сможешь убедить».
«Это не жестко, а честно и справедливо, — настаивает Денис Козьминых, один из постоянных экспертов бизнес-инкубатора ВШЭ. — Хватит врать стартаперам — этим и так слишком многие занимаются, а потом у них появляются розовые очки, и они пилят продукты, которые никому не нужны. Мы хотим этого избежать, хотим сэкономить время — и наше, и их».
Людей, которые думают, что мы всё сделаем за них, мы стараемся отсеивать еще на входе
Список того, что получают резиденты инкубатора, состоит из десятка пунктов, среди них — образовательные курсы, международная экспертная и менторская поддержка, личный координатор, пиар-поддержка, рабочее место в коворкинге для команды из трех человек и т.д. Перечень того, что инкубатор не делает, гораздо короче: он не дает деньги, не покупает идеи, не берет долю.
«Мы учим быть гибкими»
Бизнес-инкубатору Вышки почти десять лет, за это время он выпустил несколько десятков стартапов, среди них — TimePad, Whisla, Out of Cloud. Многие его выпускники, уже успешные бизнесмены, теперь сами выступают здесь как эксперты, приходят на различные мероприятия инкубатора (несколько раз в месяц инкубатор организует что-нибудь интересное для внешней аудитории), консультируют начинающих предпринимателей.
Сам бизнес-инкубатор за это время сильно изменился, но на самом деле изменения — это его перманентное состояние. «Мы постоянно адаптируем свои программы под современные реалии и стараемся сделать их более совершенными, — рассказывает руководитель бизнес-инкубатора ВШЭ Михаил Эрман. — Чтобы быть на гребне волны, нам самим нужно двигаться быстро и подстраиваться под те условия, которые диктует внешняя среда. И всех, кто находится у нас в инкубаторе, мы учим тому же: что надо быть гибкими и адаптироваться, реагируя на обратную связь».
Быть гибкими — это один из двух главных советов, которые дает стартаперам куратор программы резидентства бизнес-инкубатора Светлана Александрова. «Мы будем заставлять вас смотреть на ваш бизнес под другими углами, возможно, вам даже придется отказаться от части продукта», — предупреждает она. Другой совет — создать команду. «Сложно развивать проект, если ты один, — продолжает Александрова. — Это большой риск: ты заболел, передумал, тебе разонравилось — и получается, что ты потратил кучу времени, своего и экспертов, а усилия не окупились».
Приходите, чтобы выйти из зоны комфорта
По словам Михаила Эрмана, инкубатор ориентируется на две целевые группы. «Первая — это просто “люди”, — поясняет он. — Обычно это студенты — технари и не технари, из Вышки и не из Вышки, кто-то из них раньше делал бизнес, кто-то начинает впервые. Мы хотим, чтобы это была разношерстная аудитория, чтобы потом из нее генерировать проекты. Это своего рода перекрестное опыление: технари вливаются в те проекты, где сильная бизнес-часть, а менеджеры — туда, где сильная техническая, но слабая бизнесовая составляющая». Ну а вторая группа — это уже сформировавшиеся команды, для которых прямая дорога в программу резидентства.
Но чтобы в нее попасть, нужно пройти отбор и показать, что у тебя не просто есть идея, но ты хочешь над ней работать. «Людей, которые думают, что мы всё сделаем за них, мы стараемся отсеивать еще на входе, — говорит Светлана Александрова. — Неслучайно у нас несколько итераций отбора: сначала собираем заявки, потом оцениваем их дистанционно, после чего приглашаем ряд кандидатов на очные питчи, а затем еще раз лично с ними беседуем».
Бывает, что новые стартапы появляются в инкубаторе благодаря его выпускникам. Например, Карину Мельникову и Любовь Сахно в инкубатор отправили руководители компании, в которой они работают: оказывается, их начальство когда-то само проходило через бизнес-инкубатор Вышки. Сейчас Карина и Любовь разрабатывают корпоративное мобильное приложение для больших компаний с территориально распределенным персоналом.
В прошлом некоторые резиденты инкубатора засиживались в нем подолгу. Оно и понятно: тепличные условия, офис есть, пиар тоже. Теперь у программы резидентства более сжатые сроки. «Мы все проекты выводим из зоны комфорта, потому что только так можно куда-то двигаться, — говорит Михаил Эрман. — Критерий, по которому мы отправляем команду в свободное плавание, очень прост: может ли инкубатор еще принести проекту добавочную ценность или уже нет?»
Музыка нас связала
Тематических ограничений по стартапам в инкубаторе нет. Исторически так сложилось, что большинство проектов связаны с интернет-технологиями, но это вовсе не обязательное требование для участия в бизнес-инкубаторе. Никита Наумов с факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ занимается музыкальными мероприятиями и хочет организовывать концерты иностранных групп в России. Но организатор всегда рискует собственными деньгами: гонорар артисту уплачен, а вдруг спрос на билеты окажется недостаточным, чтобы покрыть его? Никита и его партнеры придумали, как минимизировать риски — продавать концерты через краудфандинг.
Бизнес-инкубатор ежегодно проводит для студентов ВШЭ факультатив по практике создания бизнеса. Именно благодаря этому факультативу Никита со своим проектом стал резидентом инкубатора. «На факультативе я получил знания о том, как строятся финансовые модели, как анализируется рынок и конкуренты — всё это позволило нам запустить свой проект, — рассказывает он. — Но мы поняли, что одним реализовать его нам пока не под силу, и пришли сюда на программу резидентства. Это были самые безумные и классные месяцы моей жизни, потому что опыта я набрал столько, сколько не набрал за время всей предыдущей работы».
Пусть ребята сейчас наломают дров, даже убьют стартапы, но они научатся, как делать новые, и в будущем это их приведет к очень успешным историям
Денис Козьминых
один из постоянных экспертов бизнес-инкубатора ВШЭ
«Проект преобразовался, — продолжает Никита, — мы изменили бизнес-модель: некоторые вещи убрали, некоторые переделали, нормально посчитали, как нам зарабатывать. И даже если что-то пойдет не так — хотя сейчас всё идет хорошо, — я точно знаю, что эти знания смогу применить в любом другом проекте».
Внутри бизнес-инкубатора есть «социальный акселератор» — это отдельная программа, предназначенная для социальных предпринимателей. У этой программы свои эксперты и менторы, и на нее проходит отдельный набор.
Каждую неделю — новая гипотеза
Для резидентов инкубатора основная единица измерения времени — неделя, а едва ли не ключевое слово — «гипотеза». «Мы просим проекты формулировать гипотезы относительно их бизнеса, которые нужно проверить за одну неделю, — объясняет Светлана Александрова. — Гипотеза должна быть не абстрактной, а конкретной и измеримой, чтобы было понятно, как ее проверять».
Реально ли это сделать всего за семь дней? «Зависит от уровня задачи, — считает Александрова. — Любую можно разбить на этапы, мы стараемся детализировать их до такой степени, чтобы их можно было выполнить в установленный срок»
Удалось или нет команде справиться с проверкой гипотезы, решают эксперты и менторы. У инкубатора очень большая сеть нетворкинга, поэтому с привлечением экспертов к оценке и обучению стартаперов проблем нет. Менторы отличаются от обычных экспертов тем, что работают с конкретным проектом индивидуально.
Как появляются Google и Apple
«Для меня лично это "челлендж", потому что у меня есть инвесторы, которые ищут интересные проекты для инвестиций, здесь я смотрю на них на ранней стадии и понимаю, кого затем можно будет профинансировать, — рассказывает Денис Козьминых. — С другой стороны, здесь я прокачиваю собственные "скиллы" в области консалтинга. Этот опыт нужен, чтобы в будущих акселерационных программах, которые я веду, предлагать лучшее, чтобы сделать их более эффективными. И еще для меня это — фан. Это здорово, когда тебя слушают и воспринимают то, что ты говоришь».
Жесткая конкуренция, критика, успехи и даже неудачи — всё это очень ценный опыт для стартаперов, уверен Козьминых. «Только в естественном отборе появляются Google, Apple, Facebook, — считает он. — Пусть ребята сейчас наломают дров, даже убьют стартапы, но они научатся, как делать новые, и в будущем это их приведет к очень успешным историям».
«Если ты хочешь делать бизнес, надо начать его делать — начать работать, а не ждать, пока всё само организуется и произойдут другие чудеса, — соглашается с ним Светлана Александрова. — Хочешь делать — делай».
Вам также может быть интересно:
Студенты Вышки получили гранты на создание стартапов
По итогам V очереди конкурса «Студенческий стартап» победителями стали 32 студента ВШЭ. 12 студентов подали документы преимущественно по направлению «Н1. Цифровые технологии» при поддержке Клуба предпринимателей ФКН.
«Полезные знакомства быстро и легко»
Еще в университете студенты Вышки начинают развивать собственные стартапы. Так, трое выпускников-2024 ОП «Программная инженерия» факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ — Андрей Лосюков, Тимофей Валов и Александр Кулаков — создали платформу HiBye для нетворкинга на мероприятиях, проект которой они защитили в качестве ВКР. В чем заключается идея стартапа, его создатели рассказали «Вышке.Главное».
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
Студенты ВШБ Вышки участвуют в «Гонке стартапов»
Проекты студентов образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александра Зыкова и Никиты Нехаенко вошли в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера, и теперь ребята участвуют в ТВ-шоу «Гонка стартапов». Интерактивный реалити-проект о молодежном предпринимательстве, героями которого стали 10 школьников и студентов из разных городов России, выходит еженедельно в течение полутора месяцев на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!», а также в социальных сетях.
От электрозарядок до Timepad: какие стартапы питчат в Бизнес-инкубаторе Вышки
Презентовать бизнес-идею, создать вау-эффект и вдохновить потенциальных инвесторов — задача на 4 минуты. Именно в таком формате существуют популярные в Вышке встречи HSE Pizza Pitch. Как проходят университетские питчинги, какие проекты выросли из этого формата и с чем студенты идут к открытому микрофону — в материале HSE Daily.
«Вышка является предпринимательским университетом»
Вице-президент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян рассказал в интервью HSE Daily, почему современные университеты перестают быть просто образовательными организациями, а становятся центрами инноваций и предпринимательства.
Открыт прием заявок на зимний HSE Startup Cup 2022
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ начал прием заявок на конкурс HSE Startup Cup. Состязание, которое проходит в четвертый раз, уже стало масштабным событием для лучших студенческих стартаповвсех кампусов университета. Участники конкурса имеют возможность запустить стартап и получить финансирование проекта.
Цифровые ассистенты Вышки помогли провести акселератор «Архипелаг 2022»
Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2022» призван объединить лидеров в технологической и социальной среде, а также в сфере образования. За организацию и проведение мероприятия, участие в котором приняли 1159 стартапов, отвечал Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ. Его команда пригласила студентов к поддержке проекта второй год подряд.
16 студентов ВШЭ стали победителями конкурса «Студенческий стартап»
5 июля были оглашены итоги первой очереди конкурса «Студенческий стартап». Из 2300 поданных заявок экспертное жюри отобрало 650 победителей, и в их числе 16 студентов Вышки. Они получат по 1 млн рублей на развитие своих бизнес-проектов. Конкурс, на который в этом году из федерального бюджета выделен 1 млрд рублей, организован Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
«Не бойтесь поражения, бойтесь упустить возможность попробовать»
Форум, организованный Бизнес-клубом НИУ ВШЭ, собрал молодых предпринимателей и тех, кто еще только задумывается о запуске собственного стартапа. В каком возрасте лучше начинать, как выстраивать отношения, что значит «выживаемость бизнеса», как привлекать инвестиции? Об этом и многом другом со студентами поговорили представители бизнеса, в том числе главы крупных компаний, среди которых основатели Faberlic, Gloria Jeans, КРОК и др.
Светлана Александрова
куратор программы резидентства бизнес-инкубатора