Органы власти должны начать диалог с референтными группами
В своем блоге на сайте «Эхо Москвы» ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов размышляет о том, как повысить эффективность системы Открытого правительства.
За прошедший 2014 год проведена большая работа в отношении внедрения механизмов открытости министерствами и ведомствами. В частности, был утвержден Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти, и в рамках этого отдельные ведомства реализовали значимые инициативные проекты. Так, например, более половины ведомств в настоящее время на своих сайтах размещают публичные декларации целей и задач своей работы, планы по достижению показателей «майских» указов Президента. В отдельных органах власти организован процесс их публичного обсуждения с заинтересованными представителями общественности и экспертами.
Кроме того, по состоянию на декабрь 2014 года 78 ФОИВ на своих официальных сайтах опубликовали 1150 наборов открытых данных.
В прошлом году Минфин РФ провел первый всероссийский конкурс по открытым финансовым данным Budget APPS, который привлек немало участников и продемонстрировал обществу востребованность открытых данных и возможность их использовать для различных социальных проектов. Я могу отметить интерес студентов ВШЭ к этому конкурсу, многие подавали свои работы, получали призовые места.
Вместе с тем, несмотря на факты реализации механизмов открытости министерствами и ведомствами, нередко эти самые механизмы работают вхолостую. Они не связаны друг с другом, и самое главное — не связаны с основным функционалом федеральных ведомств и важнейшими инфраструктурными проектами.
Зачастую ведомство работает само по себе, где-то «у ноги» крутится общественность. Время от времени статс-секретари или кто-то еще из ведомства отряжаются поговорить с общественностью. Но это, наверное, лучше, чем ничего. Однако сказать, что мы достигли тех целей, которые ставили перед собой при формировании инструментов системы Открытого правительства, нельзя.
Что же касается размещения на сайтах органов власти информации в формате открытых данных, то есть большое количество наборов опубликованных данных, но при этом их ценность невелика. В большинстве своем это данные, которые нужны для работы ведомств — в них содержатся сведения, которые мало интересуют и общественность, и рынок
Именно таким образом обстоит ситуация с оценкой регулирующего воздействия нормативных правовых документов в формате Открытого правительства. Налицо разрыв связи между процессом обсуждения НПА и доведением высказанных предложений и замечаний до ведомства. Обсуждение на портале regulation.gov.ru проходит в абсолютно автономном режиме, в него не вовлечены общественные советы при министерствах и ведомствах.
Кроме того, отсутствует связь общественных советов с независимой оценкой качества предоставления социальных услуг, с реформированием контрольно-надзорной деятельности. Приведу несколько примеров, чтобы не быть очень абстрактным.
На сайтах большинства органов исполнительной власти созданы так называемые электронные приемные для подачи обращений, при этом большинство ведомств продолжает направлять ответы в письменном виде, в форме заказного письма с уведомлением.
На сайтах 35 ФОИВ создан раздел «Ответы на часто задаваемые вопросы», но к сожалению, эта система работает не очень удачно, так как в массе своей федеральные органы не научились отвечать гражданам внятно и понятно. Практически все ответы на вопросы в Департамент недвижимости Минэкономразвития, связанные с государственным кадастровым учетом, регистрацией прав собственности, начинаются так: «В соответствии с положением о министерстве, Минэкономразвития не наделено полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения. Вместе с тем мы полагаем, что…» Какой смысл в таком ответе для гражданина и организации, совершенно не понятно. Нет смысла иметь такую практику публичной деятельности министерства, как мы сейчас имеем, и этот вопрос нуждается в серьезном обсуждении и рассмотрении на Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.
Что же касается размещения на сайтах органов власти информации в формате открытых данных, то есть большое количество наборов опубликованных данных, но при этом их ценность невелика. Очень мало наборов данных, которые реально могут использовать компании при формировании тех или иных рыночных предложений. В большинстве своем это данные, которые нужны для работы ведомств — в них содержатся сведения, которые мало интересуют и общественность, и рынок.
Устранить проблему внедрения механизмов открытости и повысить эффективность работы ведомств в формате Открытого правительства возможно посредством налаживания взаимодействия федеральных органов исполнительной власти со своими референтными группами. Мировой управленческий опыт показывает, что ключевым элементом эффективной системы госуправления является уверенность регулятора в том, что принимаемые им решения служат публичным интересам. Такая уверенность может быть достигнута при условии вовлечения основных референтных групп — иными словами, клиентов проводимых госполитик — в процессы выработки, реализации и оценки эффективности решений. Министерства должны научиться различать референтные группы, а не просто обращаться к некой абстракции под названием общества. И в этом — залог гарантии эффективности взаимодействия.
Вам также может быть интересно:
Кузьминов: механизм обратной связи по законопроектам нуждается в доработке
Ярослав Кузьминов предложил усовершенствовать электронную систему раскрытия информации о нормативных правовых актах, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти. Свои предложения он изложил на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства.
Министерства и ведомства не торопятся открывать свои данные
11 федеральных органов исполнительной власти, вопреки распоряжению правительства, не начали работу в формате открытых данных, свидетельствует мониторинг, проведенный ВШЭ. Дальнейший план действий в этом направлении обсуждался на совместном заседании комиссии по координации деятельности Открытого правительства и Совета по открытым данным.
Для органов власти вводится стандарт открытости
Деятельность министерств и ведомств станет более прозрачной и доступной для общественного контроля. Внедрение механизмов, улучшающих качество госуправления, предусмотрено Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти. Документ, разработанный группой экспертов ВШЭ под руководством ректора Ярослава Кузьминова, утвержден на заседании Правительства РФ 30 января.
«Модель госуправления не должна быть статичной»
9 октября гостем проекта ВШЭ «“Весенний” диалог: политики и студенты» стал министр по связям с «Открытым правительством» Михаил Абызов.
Дмитрий Медведев обсудил с экспертами «Открытого правительства» проблемы образования
25 июля в Высшей школе экономики в рамках «Открытого правительства» состоялось первое заседание экспертного совета по образованию. Эксперты при участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и профильных министров обсуждали новый закон об образовании и государственную программу по развитию образования до 2020 года.
Три совета министру образования и науки
5 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в экспертной дискуссии с членами команды нового министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.