Журналист-международник: трансформация профессии
Что такое международная журналистика сегодня? Какую роль она играет в международной политике? Кто такой журналист-международник? Эти и другие вопросы обсудили на открытом семинаре «Журналистика и международные отношения», который прошел на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
Помимо приглашенных экспертов в дискуссии также приняли участие представители редакции аналитического журнала «Politica Externa» Дмитрий Хромаков и Наталья Коновалова, студенты факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и других московских вузов.
О качестве профессии
«Интерес общества к событиям в мире стремительно растет, — убежден Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике. — Спрос на информацию объясняется, во-первых, усложнением мира, а, во-вторых, снижением качества международной журналистики. К сожалению, ситуация, когда журналисты рассуждают во всеуслышание о чем-то на основе каких-то обрывочных фактов и домыслов, стала обыденной. К примеру, недавно по радио я услышал возмущения журналиста тем, что наши конструкторы назвали российскую баллистическую межконтинентальную ракету "Сатаной", и чувства верующих в очередной раз были задеты. Это называется "слышу звон, да не знаю, где он". Российскую ракету, действительно, в классификации НАТО именуют "Сатаной", но, разумеется, отечественные конструкторы ее так не называли никогда».
Как считает Федор Лукьянов, при всех многочисленных идеологических ограничениях качество профессии в СССР было на порядок выше. Картина мира в Советском Союзе, мягко сказать, была не полной, но откровенной лжи и искажения не было. Исключение — отдельные острые темы в период обострения холодной войны. Сегодня как бы страны не пытались контролировать публикации в Интернете — контролировать их не получится.
По мнению руководителя департамента международных отношений НИУ ВШЭ Александра Лукина, благодаря Интернету люди получили больше возможностей для самовыражения, а это привело к тому, что в информационном потоке стало больше некомпетентных высказываний. «Специалист, конечно, отличит высказывания "бабки на лавочке" от мнения профессионального журналиста-международника, но простому человеку это сделать бывает трудно», — говорит Лукин.
Сводки с полей информационных войн
По словам Федора Лукьянова, сегодня изменилось само понятие «международная журналистика», не говоря уже о целях и задачах журналистов-международников. «В мою юность международная журналистика рассказывала советским гражданам о событиях в мире, — говорит Федор Лукьянов. — И поскольку внутри СССР политики было не так много, зарубежная жизнь выглядела богато и интересно. Сейчас под международной журналистикой понимается нечто совсем другое, часто ее используют для формирования образа конкретной страны в мире. В данном контексте слово "международное" подразумевает не содержание, а пространство. Журналистика стала инструментом, при помощи которого страны добиваются своих целей. Журналист-международник сегодня пишет фронтовые сводки с полей информационных войн. Такие люди, как, например, Всеволод Овчинников, рассказывавший людям об обычаях и традициях страны, перестают быть нужными. Каждый желающий может поехать в любую точку мира и составить о стране собственное мнение. Трансформация международной журналистики происходит не только у нас, но и во всем мире».
«Инъекция здравого смысла»
Международные журналисты сегодня во многом формируют не только общественное мнение, но и внешнюю политику стран. И оттого, что и как напишет журналист — зависит жизнь многих тысяч людей. «Вспомним, как СМИ освещало распад Югославии. Сербия, конечно, не только журналистами, но и ими в том числе, была назначена на роль "нехорошей" страны, против которой необходимо принимать разные санкции. Все плохое транслировалось исключительно из Сербии, как будто других стран, ответственных за распад Югославии, больше не было. На мой взгляд, это однобокая позиция», — убежден Александр Лукин.
«Война в Ливии, смена режима и убийство Каддафи — во многом основывалось на искаженной информации, — продолжил тему Федор Лукьянов. — Информация плавает какими-то волнами, то откуда-то берется, то куда-то исчезает, но политики ведущих стран находятся, во-первых, в кругу этой информации, а во-вторых, они не могут не реагировать на медиаштормы. Журналисты создают определенную атмосферу, которая влияет на решения, принимаемые на международном уровне. И так происходит не только в демократических странах, где общественное мнение всегда играло существенную роль, но и в странах, в которых это мнение не очень учитывается. Когда по всем каналам журналисты трезвонят о зверствах Каддафи, уже не важно, были ли они на самом деле, — власть не может на это не среагировать. Это просто опасно. Раньше мир признавал факты, например, советские танки в Афганистане, а дальше дискутировал хорошо это или плохо. Сейчас каждая страна живет в своей реальности, Запад говорит — на Украине есть российское оружие, Россия — отрицает, нет точек соприкосновения. Всем, кто собирается связать свою жизнь с международной журналистикой, необходимо вводить инъекцию здравого смысла».
О западных журналистах
Ни для кого не секрет, что одни и те же события в мире российские и западные журналисты трактуют совершенно по-разному. Федор Лукьянов считает, что так происходит во многом оттого, что любой журналист, редактор, и просто пишущий человек живет и работает в определенной системе ценностей и представлений. Представления, возобладавшие на Западе после холодной войны, основаны на глубокой вере в то, что западный мир — двигатель мирового прогресса. А Россия убеждена в том, что имеет право идти своим путем и не слушать наставления. «Конечно, то или иное освещение событий частично происходит по заказу властей и политических элит, но, на мой взгляд, большую роль играет искренняя убежденность журналистов в исторической правоте своей страны», — считает Александр Лукин.
Что касается американской точки зрения, то не стоит думать, что американцы никогда не критикуют свою страну, уверен Федор Лукьянов. Им важно подчеркнуть, что критикуемые действия «не соответствуют американским интересам». Он также отметил, что «в деловой американской прессе часто публикуются иностранные журналисты, критикуя или объясняя политику своих стран, но ни одному из них не позволено высказываться по поводу американской внешней политики».
«Об образе России в мире должны заботиться, прежде всего, россияне, и здесь возникает парадоксальная ситуация, — считает главный редактор журнала «Politica Externa» Дмитрий Хромаков. — Потому что у отечественных журналистов как будто существует негласное правило критиковать действия российского правительства не только внутри родной страны, но и на страницах европейских и американских газет и журналов. В результате западный читатель слышит из России только критику».
В завершении семинара эксперты сошлись во мнении, что журналист-международник должен обладать прежде всего глубокими знаниями о той стране, про которую он пишет, и никогда не забывать о личной ответственности за каждое слово и сделанный вывод.
Лукин Александр Владимирович
Руководитель департамента международных отношений
Вам также может быть интересно:
В Вышке связали футболистов: студентка выполнила ВКР в стиле дата-арт
Анна Ивашечкина, магистрантка направления «Современная журналистика» трека «Журналистика данных» факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, выполнила выпускную квалификационную работу (ВКР) в стиле дата-арт. Это направление искусства вдохновляется информационными технологиями, искусственным интеллектом, BigData. Для диплома студентка собрала статистические (и не только) данные о российских футбольных клубах и закодировала их в элементы фигур игроков, которые связала своими руками.
Вышло в свет учебное пособие Института медиа ВШЭ по деловой журналистике
30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику». Первое собственное пособие Вышки по данной теме подготовили сотрудники Института медиа ВШЭ и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.
«Я знаю, что в моей жизни будет еще не одна Олимпиада»
На завершившейся в Рио Олимпиаде работали несколько выпускников НИУ ВШЭ. Елена Стенькина, Дарья Смирнова и Евгения Долина рассказывают о том, как благодаря Вышке они пришли в спортивную индустрию, хотя еще несколько лет назад даже не представляли себе, что будут как-то связаны со спортом.
В НИУ ВШЭ пройдет дискуссия о медиаменеджменте в России
23 июня 2015 года в Высшей школе экономики состоится экспертная дискуссия с участием руководителей ведущих российских медиахолдингов, посвященная будущему профессии журналиста и медиаменеджера в России.
Команда студенческого медиацентра Всероса: «Наш проект — о свободе выбора»
С 27 марта по 24 апреля заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников в Высшей школе экономики освещал медиацентр, созданный студентами образовательной программы «Журналистика». Второй год подряд созданный ими сайт — главный источник информации о ходе Всероса на площадке университета. О работе команды медиацентра на олимпиаде по обществознанию — в материале корреспондента новостной службы ВШЭ.
Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя
Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям, организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.
«Журналистика — очень простая профессия»
В ноябре выпускник Высшей школы экономики журналист Илья Азар был отмечен наградой HSE Alumni Awards в номинации «Четвертая власть». В рубрике «Конструктор успеха» Илья рассказывает о том, как найти работу в СМИ, что такое журналистская этика и как выжить в горячих точках без бронежилета.
Чем PR отличается от пропаганды?
26 июня в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» в летнем кинотеатре «Пионер» с лекцией «PR и пропаганда» выступил спикер Школы новых медиа, созданной с участием НИУ ВШЭ, главный редактор интернет-портала Slon.ru Андрей Горянов.
Журналисты рассказали об особенностях работы в «горячих точках»
7 ноября прошел открытый мастер-класс «Журналист в “горячей точке”» в рамках общеуниверситетского факультатива «Феномен терроризма и безопасность гражданского общества», впервые организованного в этом учебном году Институтом проблем безопасности ВШЭ.
Могут ли СМИ быть честными?
Можно ли договориться о том, что такое «неправда» в журналистике? Почему журналистика и PR — не одно и то же? На эти и другие вопросы пытались ответить участники круглого стола «Дистрофия «органов правды» и «заказуха» в СМИ», проведенного ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия».