Отношение профессионалов к управляющим советам школ нужно менять
Управляющие советы, создающиеся в московских школах, с сентября начнут проходить общественную аккредитацию. К работе в них предполагается привлечь ректоров вузов, известных общественных деятелей и управленцев. 14 августа в пресс-конференции, посвященной этому вопросу, принял участие ректор ВШЭ, руководитель управляющего совета школы №2095 «Покровский квартал» Ярослав Кузьминов.
Количество управляющих советов школ в Москве значительно выросло за последние два-три года. Расширились и полномочия таких советов — они получили возможность инициировать проверку финансовой деятельности школы, влиять на структуру образовательных программ, стали принимать кадровые решения. Как отметил на пресс-конференции директор Московского института развития образования Антон Молев, управляющие советы должны стать «своего рода инструментом диалога между учителями, родителями, администрацией, департаментами и сообществами».
Вместе с тем пока остается нерешенной проблема разграничения полномочий между управляющими советами и администрацией школ. По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, важно, с одной стороны, избежать конфликтов между членами совета и директорами, с другой — не допустить ситуации, при которой роль советов сводилась бы к механическому одобрению решений школьной администрации. Сейчас идет разработка регламента (стандарта деятельности) для управляющих советов.
В ведении совета мог бы, например, находиться вопрос наполнения и контроля за расходами бюджета школы. Многие крупные школы обладают бюджетами, сопоставимыми с бюджетами малых городов (около 500 миллионов рублей). У таких школ резко возрастают возможности выбора — образовательного, кадрового, логистического. Но большей становится и ответственность. Тем важнее обеспечить внешнюю оценку процессов и обратную связь с родителями и школьниками.
И родители учеников, и даже старшеклассники могут входить в состав управляющих советов. Причем активность родителей все время возрастает. «Управляющий совет у нас создавал я сам, — рассказал директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский, — хотя сами родители должны были это делать. Но если туда раньше было никого не загнать, то на последних выборах, которые проходили весной, конкуренция была большой. Стало престижным туда попасть».
Но принципиально важным является привлечение к работе в управляющих советах и «людей с определенным социальным опытом». Антон Молев предположил, что это могут быть руководители вузов и культурных учреждений. Ярослав Кузьминов полагает, что помогать таким образом школам могут и известные журналисты, юристы, бизнесмены. А в крупные образовательные комплексы надо привлекать патронирующие организации — вуз, производственное объединение, музей, научный институт. Проблема заключается в том, что, в отличие от западных стран, где членство в родительском или попечительском комитете школы является престижным, в России профессионалы не слишком заинтересованы в подобной общественной деятельности. Это отношение необходимо менять.
На пресс-конференции Ярослав Кузьминов рассказал о работе управляющего совета школы №2095 «Покровский квартал» (она была создана благодаря объединению нескольких школ, детсадов и учебно-производственного комбината), главой которого был выбран ректор ВШЭ. Так, в школе был проведен конкурсный отбор заместителей директора — эти позиции заняли новые специалисты, прежде не работавшие в школах «Покровского квартала». Все учителя старших классов прошли обучающие семинары в Вышке.
Управляющий совет школы определил четыре приоритетные задачи. Во-первых, обеспечить школьникам возможность выбора программы обучения и учителей-предметников. «Это совсем не в нашей школьной традиции, — заметил Ярослав Кузьминов, — этого сложно добиться, и мы будем осторожно к этому подходить». Во-вторых, предложить каждому школьнику набор курсов дополнительного образования (студий, кружков, секций). В-третьих, к работе со школой Вышка будет привлекать другие вузы — для расширения предпрофильной подготовки в старших классах. Все учащиеся 10-11 классов «Покровского квартала» должны обучаться в профильных классах московских вузов. Наконец, в школе будет введена система педагогического сопровождения, которая поможет школьникам усваивать необходимые компетенции и успешно социализироваться. По сути, речь идет о том, чтобы каждый школьник во время учебы получал психолого-педагогические консультации.
Олег Серегин, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.