Заменит ли нейронет традиционные медиа
О том, как трансформируются медиа в недалеком будущем, рассказал на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу» профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Илья Кирия.
О чем говорят сегодня?
За последние 5–10 лет в медиаиндустрии наметились устойчивые тренды, о которых сегодня говорят многие исследователи. Первый тренд связан с трансформацией поведения людей — непосредственных потребителей медиа. С одной стороны, человек потребляет предлагаемую ему информацию, с другой — может самостоятельно производить информационный контент, выступив, таким образом, в роли журналиста. Подобные сообщения, опубликованные в блоге или в социальной сети, быстро набирают аудиторию, а автор получает обратную связь в виде комментариев и лайков.
Еще один тренд — угнетающие прогнозы о смерти печатных медиа. Гибель бумажного носителя информации предрекают многие, но, несмотря на возросшую роль Интернет-изданий, газеты и журналы пока еще не исчезли из нашей жизни.
Мы вполне можем ожидать появление интеллектуальных роботов, которые начнут производить информационный контент с минимальным участием человека или вообще без него
Тренд последних нескольких лет связан с появлением такого явления, как big data (большие данные). Сегодня они могут служить как инструментом для раскрытия определенной журналистской истории, так и ее источником. Развитие журналистики данных связано с появлением новых технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие объемы данных, и движением в сторону большей открытости информации.
«Эти тренды — реальность, в которой мы все живем, а что же ожидает нас завтра? На основе прогнозов корпораций в области разных технологий, в том числе нейротехнологий, форсайта, big data и так далее, коллеги из департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ выделили несколько актуальных направлений развития современной медиаиндустрии», — отметил Илья Кирия.
Что предлагают технологии будущего?
Учитывая, с какой скоростью сегодня развиваются технологии, в частности, роботизация производства, в будущем мы вполне можем ожидать появление интеллектуальных роботов, которые начнут производить информационный контент с минимальным участием человека или вообще без него, — убежден лектор.
Еще одно перспективное направление — семантический перевод текстов. Фейсбук уже сегодня дает возможность переводить сообщения с любого языка мира. Правда, качество такого перевода все еще оставляет желать лучшего, однако, как убежден лектор, подобные системы сильно эволюционировали за последние годы. В долгосрочной перспективе с моделированием отдельных функционалов человеческого мышления семантический перевод перестанет быть фантастикой, и человек сможет перевести любое сообщение автоматически (сейчас перевод осуществляется при помощи определенных алгоритмов). Созданный подобным образом медиаконтент станет по-настоящему глобальным, и не будет требовать каких-либо изменений (дубляж, редактура, адаптация).
И наконец, самые финансируемые на сегодняшний день проекты европейских и американских ученых связаны с моделированием и исследованиями функционала человеческого мозга с целью создания интерфейсов мозг–компьютер. Один из возможных этапов развития всемирной паутины — взаимодействие участников, основанное на принципах нейрокоммуникации. При такой ситуации медиа полностью или частично перестанут ориентироваться на чувства человека, тексты не будут создаваться для того, чтобы побуждать человека осмысливать действительность, вызывая определенную реакцию. Медиа начнут транслировать когнитивный контент, просто «закачивая» в человека необходимую информацию.
Выживут ли традиционные медиа?
Современные технологии предлагают человеку новый функционал, который, однако, может не найти у потребителей должного спроса. Все мировые исследования в области медиаиндустрии сводятся к двум противоположным точкам зрения. Первый подход — детерминистский — основан на идее о том, что новые технологии полностью меняют человеческое мышление и образ жизни, иными словами вначале появляются технологии, которые меняют поведение потребителя. Эта идея получила широкое распространение в последние 5–7 лет в странах с развивающейся экономикой, где все еще сильна вера в возможность социальных медиа влиять на демографическую, политическую и иную ситуацию в стране.
В основе второго подхода лежит идея о том, что любая технология не возникает сама по себе, в вакууме общественного сознания, но появляется как ответ на какие-то социальные запросы, как воплощение потребности в новом функционале. В таком случае, почему какие-то технологии приживаются в обществе, а какие-то нет, и отчего зависит этот процесс? Французские социологи, работавшие в этой области (в том числе Мишель Калон, Бруно Латур, но в первую очередь — Патрис Флиши, Жозиан Жуэт), объясняют это посредством трех категорий. Первая категория — это функции технологического устройства, например, возможность мобильного телефона фотографировать. Кстати, делать фотографии телефоны научились довольно давно, но по-настоящему массовой эта практика стала в последние пять лет.
Вторая величина — usage (использование). Это то, как в каждом конкретном социуме разные люди используют функции устройства. Например, функцией заказа такси пользуются далеко не все обладатели мобильных телефонов.
В случае если нейронет станет реальностью, потребность в информационных медиа исчезнет, так как человек будет получать информацию напрямую через интерфейс мозг–компьютер
Последняя и наиболее сложная для анализа величина — практика. В отличие от usage (способов использования) и функций, которые изобретатель зашивает в технологическое устройство, практика может складываться десятилетиями. Например, первое селфи можно было сделать еще лет 20 назад, с появлением у фотоаппаратов функции автоспуска. Однако функционал оказался не очень востребованным, прежде всего, потому что такое селфи было не очень удобно. С появлением мобильного телефона снимать что-то по пути, на ходу, то, что человек, возможно, никогда бы не снял на обычный фотоаппарат, стало легче и проще. Ведь главное достоинство мобильного телефона как фотоаппарата в том, что он всегда под рукой. «Таким образом, любая техническая инновация наслаивается на долгосрочные существующие практики, которые зависят от того общества, в котором они бытуют, от социальной среды, географии, климата и так далее. В результате мы наблюдаем некий процесс совместного конструирования технологии изобретателем и пользователем этой технологии», — подчеркнул Илья Кирия.
Так выживут ли традиционные медиа? Один из крупнейших социологов и исследователей медиа Элиху Кац считал, что у человека есть некий набор категорий потребностей, которые он удовлетворяет при помощи медиа. Первая категория — когнитивные потребности, это потребности в некотором знании для того чтобы принять решение. Например, информация о погоде позволяет человеку принять решение, брать ли с собой зонтик. В случае если нейронет станет реальностью, потребность в информационных медиа исчезнет, так как человек будет получать информацию напрямую через интерфейс мозг–компьютер. Вторая группа потребностей — аффективные потребности, связанные с получением эмоций. В этой категории сегодня работают все развлекательные медиа. Однако в случае быстрого развития технологий виртуальной реальности, которые повлекут за собой создание целого набора новых рынков, их доля может заметно уменьшиться.
Третья категория — потребность в общении, или, наоборот, потребность в эскапизме (уход в мир иллюзий, фантазий), например, сегодня использование Фейсбука можно интерпретировать как способ социального взаимодействия с другими людьми, или, наоборот, как уход от личной связи с человеком, проще написать сообщение, чем поговорить вживую. «И в этом смысле виртуальная реальность также может стать доминантным способом удовлетворения этих потребностей», — подытожил Илья Кирия.
Кирия Илья Вадимович
Руководитель Департамента медиа
Вам также может быть интересно:
«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»
Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.
Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ
Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.
Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»
26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».
Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры
Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.
«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»
В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года
В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».
«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»
Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.
«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе
С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.
«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»
В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.