Доверие становится ценностью
Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.
Уязвимость может быть на пользу
Важность доверия неоспорима, но люди не всегда задумываются о феномене этого явления, как и о том, в чем он, собственно, заключается. В академической среде существует множество определений термина «доверие», отметил Марк Кукушкин в ходе своей лекции «Доверие на высоких скоростях» (многие из этих определений проанализированы в блестящей работе профессора психологического факультета НИУ ВШЭ, недавно ушедшей А.Б. Купрейченко «Психология доверия и недоверия»).
Одно из определений связано с наличием определенной установки в отношении партнера, которая может звучать так: «он не сделает ничего против моих интересов», даже если будет находиться вне зоны моего контроля/наблюдения.
Доверие может также заключаться в признании собственной уязвимости и зависимости от другого человека. Это может звучать неожиданно, поскольку в бизнес-кругах принято проявлять силу. «Но когда человек показывает уязвимость, он легче завоевывает доверие аудитории», — пояснил лектор. И в этом плане просить помощь и поддержку не менее важно, чем оказывать их.
При этом нужно помнить, что высокое доверие может привести к потере критичности. «Доверяй, но проверяй» — многие исследователи доверия отмечают это «срединное» положение доверия между определенностью и неопределенностью, между иррациональной верой и уверенностью, базирующейся на знании.
Недоверие встроено в жизнь компаний
В бизнесе отсутствие доверия увеличивает организационные риски.
Существуют налоги низкого и дивиденды высокого доверия, рассказал лектор. Так, например, при наличии высокого доверия сделка может быть заключена за пару часов, а в случае отсутствия доверия — затянуться на месяцы. «Низкое доверие компенсируется большим количеством бумаг и бюрократических процедур», — отметил Кукушкин. Наличие излишней бюрократии в бизнес-процессе — показатель своеобразного кризиса доверия. Для исправления ситуации недоверия важно выйти на прямой и открытый разговор, подчеркнул лектор.
Зачем начальник заставляет ставить себя в копию всей переписки в компании, которую ведут его подчиненные? Это тоже форма проявления недоверия, которая может демонстрировать неспособность к управлению
Впрочем, часто недоверие встроено в жизнь компаний. Оно может выражаться в привычке сотрудников вести «километражи» переписки по электронной почте вместо того, чтобы быстро обсудить дело по телефону.
«Зачем начальник заставляет ставить себя в копию всей переписки в компании, которую ведут его подчиненные? Это тоже форма проявления недоверия, которая может демонстрировать неспособность к управлению», — заметил лектор.
Недоверие в современных офисах находит свое отражение в тотальном контроле над сотрудниками через механизмы микроменеджмента, строгий учет рабочего времени, использование камер слежения, запись телефонных звонков.
Интуиция в помощь
Умение использовать доверие может изменить как личные, так и деловые отношения.
Марк Кукушкин подробно проанализировал представление о доверии Стивена Кови-младшего и Ицхака Адизес.
«Я знаю людей, которые излучают доверие, и такая способность дорогого стоит», — отметил Кукушкин. Человек, доверяющий прежде всего самому себе, верящий в свои собственные ценности, способен вызывать доверие и у окружающих.
На этой «эманации», излучении доверия строится, в частности, концепция Стивена Кови-младшего: от доверия к самому себе, через доверие в отношениях — к доверию в организациях, на рынке и в обществе.
По словам лектора, при принятии решения доверять или не доверять кому-либо, нельзя игнорировать и то, что называется интуицией или способностью понимать и улавливать настроения других людей. Доверие несводимо к совокупности рациональных правил проверки, а всегда предполагает авансирование себя в отношениях, право выбора для партнера (бенефициара доверия).
Поэтому доверие — это не только дар со стороны партнера, доверяющего тебе, но и развиваемая способность для всех сторон в отношениях доверия, фундаментальная ценность для современных организаций.
Марина Селина, специально для новостной службы портала ВШЭ
Кукушкин Марк
Старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
Вам также может быть интересно:
21%
россиян считает, что большинству людей можно доверять. 74% полагают, что с окружающими стоит быть осторожными.
Счастье связано с доверием к коллегам и соседям
Российское общество в целом недоверчиво. Исключение россияне делают для коллег и соседей — верят в честные взаимоотношения с ними. Такое доверие к ближнему кругу больше влияет на удовлетворенность жизнью, чем доверие к государственным институтам и людям в целом, выяснила стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ Анна Миронова.
Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих
Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.
Автомобильной Москвы на всех не хватит
Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.
Индустрия культуры переживает трансформацию
Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.
Стыд управляет социумом
Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.
Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему
Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.
Осторожно, бренд!
Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.
От «причудливого кино» до Шварценеггера: обсуждаем кинематограф без снобизма
Артхаус и большое голливудское кино не исчерпывают собой понятие «кинематограф». Что смотреть тем, кого не устраивает ни то, ни другое, на лекции в Парке Горького рассказал доцент кафедры практической философии факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов.
Кукушкин Марк
старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»