В магистратуру — с портфолио
В этом году прием на магистерские программы Международного института экономики и финансов, отделения деловой и политической журналистики и факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ осуществляется на основе конкурса портфолио, то есть конкурса документов. Об особенностях новой формы отбора студентов рассказывает заместитель декана факультета бизнес-информатики Ирина Лесовская.
— Наш факультет в этом году впервые принимает по результатам портфолио на все три магистерские программы. По сравнению с другими участниками эксперимента — Международным институтом экономики и финансов (там набор по результатам конкурса портфолио впервые был проведен в прошлом году) и отделением деловой и политической журналистики — в нашей магистратуре довольно много бюджетных мест. Мы планируем набрать 80 бюджетных студентов на программу «Бизнес-информатика», по 20 — на программы «Электронный бизнес» и «Управление разработкой программного обеспечения». Кроме того, разумеется, предусмотрен и коммерческий набор.
— Как организован конкурс портфолио на вашем факультете? Абитуриент должен предоставить необходимый пакет документов?
— Да, доскональный перечень документов можно найти в Правилах приема.
В том случае, если абитуриент включает в свое портфолио сертификат, подтверждающий достойный уровень знаний по английскому языку, то он просто подает документы и ждет решения. Если такого сертификата нет, ему (ей) нужно будет также сдать квалификационный экзамен по иностранному языку.
— Расскажите об основных принципах формирования портфолио. Какие достижения абитуриента учитываются при отборе на факультете бизнес-информатики? Что является самым важным?
— Основной акцент, который мы сделали при формировании требований к абитуриенту, — это степень соответствия его базового образования, полученного в бакалавриате или программе подготовки специалиста, образовательному стандарту бакалавриата по направлению бизнес-информатики. Нас интересует, изучил ли абитуриент, в полном объеме или частично, те дисциплины, которые изучали бакалавры направления бизнес-информатики.
При анализе вкладышей к диплому, которые предоставляют абитуриенты, мы рассматриваем соответствие изученных дисциплин по трем образовательным блокам: математическому, информационно-технологическому и экономико-менеджериальному. Конечно, полное соответствие будет далеко не у всех абитуриентов, но чем его больше, тем лучше.
Кроме того, нас интересует, с какими оценками человек окончил вуз. Красный диплом — это значительное преимущество.
— Что еще, кроме диплома, абитуриент может включить в портфолио?
— Показатели базового образования — это лишь одна составляющая портфолио, хотя и очень существенная (соответствие курсов и отличные оценки — уже половина вашего успеха). Наличие красного диплома — отнюдь не гарантия поступления. Есть и другая составляющая — все остальные достижения абитуриента, о которых он считает нужным сообщить.
Человек может не быть круглым отличником, но если он имеет публикации, активно занимался наукой, получил сертификаты о повышении квалификации и дополнительные профессиональные сертификаты, у нас он может рассчитывать на определенные конкурентные преимущества.
— У каждого из трех направлений обучения — свои критерии?
— Есть основные критерии, которые универсальны для всех, — например, имеет ли абитуриент опыт научной работы. Как ни странно, совпадений у нас оказалось гораздо больше, чем разночтений. Но, конечно, у каждой магистерской программы есть свои особенности просто в силу содержательной специфики — например, для журналистов важен стаж работы в СМИ и публикации в СМИ. А на факультете бизнес-информатики нас интересуют публикации на профессиональные темы.
— Что еще важно для вашего факультета?
— Конечно, нам важно, был ли наш абитуриент победителем или призером конкурсов и олимпиад — вузовских, межвузовских, национальных, международных. Хорошо, если у него есть сертификаты, выданные по результатам обучения компаниями, которые работают в нашей сфере. Если человек участвовал в Зимней школе ГУ-ВШЭ, это тоже плюс. Очень важен опыт научной работы, научные публикации.
— Согласитесь, очень немногие выпускники бакалавриата или «пятилетки» имеют научные публикации.
— Да, мы понимаем, что ребятам зачастую негде публиковаться. К тому же далеко не во всех вузах работают научные руководители такого масштаба, которые могут обеспечить высокий научный уровень работ своих студентов. Есть единичные случаи, когда ребята отдают свои статьи в вузовские сборники, и такие публикации приветствуются.
Более того: мы предложили рассматривать, наравне с публикациями, рукописи ограниченного объема (10 печатных страниц), которые студент готов представить. Это могут быть материалы его квалификационной работы на степень бакалавра, дипломной работы, реферат или эссе. На основании таких текстов конкурсная комиссия магистерской программы сможет сделать выводы о научных интересах абитуриента, направлениях его исследований, глубине мышления, владении методикой исследования, четкости изложения мысли и т.д.
— Вы не допускаете, что рукопись может быть написана не самим абитуриентом в соответствии с известным школьным принципом «папа решает, а Вася сдает»?
— В случае с рукописями, наверное, есть определенный риск, хотя мы будем проверять все рукописи и все публикации в системе «Антиплагиат». Но поскольку портфолио — это множество критериев, исключены случаи, когда абитуриент, совершая подобные подтасовки, сможет поступить на бюджетное место. У него (нее) просто не получится обеспечить высокие показатели по всем критериям.
Важно, что портфолио предусматривает получение абитуриентом рекомендации. Ее может дать не только его преподаватель или научный руководитель, но и любой значимый специалист — например, представитель бизнес-структуры, работающей в любой сфере (не только в сфере информационных технологий.) У того, кто дал рекомендацию и, таким образом, взял на себя ответственность, мы при желании сможем получить дополнительную информацию о нашем абитуриенте.
— Зачем вообще понадобилось устраивать при наборе в магистратуру конкурс портфолио? Не проще ли провести традиционные вступительные испытания?
— Когда речь идет о поступлении в бакалавриат вчерашнего школьника, он должен продемонстрировать, прежде всего, базовые знания. На наш взгляд, для поступления в магистратуру этого недостаточно, так как невозможно обеспечить равные условия для всех абитуриентов, особенно на таком пока не массовом направлении, как «Бизнес-информатика». Абитуриенты, не менее мотивированные и талантливые, чем выпускники нашего факультета, скорее всего, не обладают такой базой знаний, но могли проявить себя другим способом, в смежных сферах. Поэтому мы считаем, что конкурс портфолио — это более справедливая форма отбора в магистратуру.
— Как вы считаете, увеличит ли новая форма отбора поток желающих поступить в магистратуру вашего факультета?
— На первых порах — вряд ли. Наши абитуриенты должны психологически адаптироваться к такой форме отбора. Мы все-таки скорректировали требования по сравнению с традиционными вступительными экзаменами, но далеко не все абитуриенты этого года будут им соответствовать. Раньше при поступлении были важны знания предметов, которые выносятся на вступительные экзамены, а теперь особенно важна научная работа. Ребята, которые сегодня учатся на втором-третьем курсах бакалавриата, уже сориентировались — мы наблюдаем всплеск активности в нашем конкурсе научно-исследовательских работ, в целом повышение интереса к занятиям наукой.
— Получается, особенности отбора в магистратуру влияют на качество образования в бакалавриате.
— Конечно. Сегодняшние критерии конкурса портфолио действительно стимулируют научную активность студентов. А не так давно, когда выпускники бакалавриата ГУ-ВШЭ, вошедшие в верхнюю часть рейтинга, имели право перейти в магистратуру без экзаменов, можно было вообще не заниматься научной и проектной работой. Достаточно было получать отличные оценки, пусть даже это непросто в условиях Вышки.
— Ваш факультет в течение года проводил работу с потенциальными абитуриентами магистратуры. Есть ли прогнозы по поводу набора выпускников других вузов, других направлений и специальностей? На что они могут рассчитывать?
— На сегодняшний день вряд ли возможно набрать на имеющиеся места магистратуры выпускников бакалавриатов по направлению «Бизнес-информатика» — такого количества просто нет в стране. Разумеется, мы ждем выпускников других вузов и других факультетов ГУ-ВШЭ. В этом году мы в последний раз в соответствии с законом можем принимать на бюджетные места обладателей дипломов специалиста.
К нашей магистратуре проявляют большой интерес студенты вузов, входящих в учебно-методическое объединение по бизнес-информатике. С нами активно работают СПбГУ, ЛИТМО, Южно-Уральский университет, Новосибирский государственный университет, Чувашский государственный университет, Магнитогорский государственный университет. Магнитогорский университет, кстати, второй вуз в России после Высшей школы экономики, который выпускает бакалавров бизнес-информатики (первый выпуск состоится в этом году).
Лучшие студенты из этих университетов участвовали в Зимней школе ГУ-ВШЭ, продемонстрировали свой интерес к научной работе, и мы будем рады видеть их в своей магистратуре.
Беседовал Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭВам также может быть интересно:
«Выпускники направления “Бизнес-информатика” обладают визионерским видением»
Сегодня более 130 российских вузов в 60 городах страны готовят выпускников по направлению «Бизнес-информатика». Перспективы этого направления подготовки обсудили в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ в рамках конференции «20 лет развития направления “Бизнес-информатика” в России».
Как получить дополнительное образование по бизнес-информатике в Вышке
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ отмечает свое 15-летие. О том, что нового школа предлагает потенциальным слушателям, о возможностях дистанционного обучения и о том, как правильно выбрать программу ДПО, рассказывает директор ВШБИ Александр Олейник.
Как преподавать бизнес-информатику
В Высшей школе экономики прошло ежегодное заседание Учебно-методического совета по направлению обучения «Бизнес-информатика» и тематически связанная с ним международная конференция «Управление ценностью компании с помощью субъектно-ориентированного подхода».
Ростелеком и ВШЭ: сотрудничество в сфере инноваций
ВШЭ и ОАО «Ростелеком» заключили соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и технологических разработок.
Летняя школа по бизнес-информатике в Израиле
В начале июня студенты факультета бизнес-информатики ВШЭ вернулись из поездки на вторую Летнюю школу этого факультета, проведенную в Израиле.
ВШЭ на CeBIT: участие в выставке и победа в соревновании
5-9 марта в Ганновере, Германия, прошла крупнейшая в мире выставка в области информационно-коммуникационных технологий CeBIT-2013, в которой приняли участие преподаватели факультета бизнес-информатики ВШЭ, а студенты этого факультета в рамках выставки также участвовали в конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013», где заняли второе место.
Добиться успеха в интернет-бизнесе
Наталья Коптелова, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики (ВШБИ) ВШЭ, руководитель направления мобильных приложений издательского дома «Генеральный директор», рассказывает об учебе в ВШБИ и запуске своего первого крупного проекта.
Зимняя школа бизнес-информатики
В феврале в Подмосковье прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета бизнес-информатики ВШЭ.
Креативное мышление
Студенты факультета бизнес-информатики ВШЭ вошли в число победителей соревнования по креативному мышлению и разработке приложений на базе главных инновационных продуктов компании SAP: SAP HANA One и SAP Chrystal Dashboard Designer.
Журнал «Бизнес-информатика», №4, 2012
Вышел новый номер научно-практического журнала «Бизнес-информатика» (№4, 2012), издаваемого Высшей школой экономики.