«Учителям надо освоить новые знания»
Интервью с Энн Эванс, автором курса «Вовлечение школьников в исследование», который она читает для студентов Института развития образования (ИРО) ВШЭ, и с заместителем научного руководителя этого института, профессором Вадленского университета Элиной Ламперт-Шепель о магистерских программах ИРО «Политические вызовы современности» и «Информационные ресурсы исторической науки».
— Какие цели ставит этот курс перед студентами магистерских программ «Политические вызовы современности» и «Информационные ресурсы исторической науки»?
Элина Ламперт-Шепель: Программы «Политические вызовы современности» и «Информационные ресурсы исторической науки» готовят учителей, в чьем профессиональном арсенале будут самые передовые и инновационные методики обучения в школе. По окончании программы они должны стать экспертами по новым методам преподавания. Курс Энн Эванс, эксперта в области образования, консультанта программ международного бакалавриата и инспектора качества образовательных программ CfBT Education Trust (Великобритания), директора и основателя инновационных школ в США, — ее курс в ИРО является частью проекта, в рамках которого мы приглашаем лучших зарубежных специалистов в сфере образования, чтобы они поделились своим практическим опытом и теоретическими подходами. В частности, Энн обладает многолетним опытом работы с детьми разного возраста из различных социальных групп по всему миру. Недавно в рамках научно-исследовательского семинара Института развития образования ВШЭ студенты магистерских программ «Политические вызовы современности» и «Информационные ресурсы исторической науки» приняли участие в открытом уроке, который Энн Эванс провела в московской гимназии №1535. Для нас было важно, чтобы студенты на практике посмотрели, как работает ее метод. Наши слушатели уже через несколько месяцев начнут реализовывать свои собственные проекты, в которых, в том числе, должны будут применяться методики вовлечения школьников в исследовательскую деятельность.Элина Ламперт-Шепель
— В чем заключается специфика вашего подхода к обучению детей?
Энн Эванс: На мой взгляд, традиционная школа уже давно не отвечает на вызовы, которые ей предъявляет современная жизнь. Преподавание в рамках привычной модели обучения, где ученики должны сидеть и смотреть, неэффективно и оторвано от реальности. Работодатели предъявляют определенные требования к своим работникам, в частности они смотрят на умение потенциального работника общаться, письменно и устно, выстраивать продуктивную кооперацию в команде с разными точками зрения, видеть разные перспективы и проблемы, которые релевантны для множества людей в мире. Нет смысла в простой передаче знаний. Сейчас дети могут найти любую информацию в интернете. Она не ценна сама по себе, ценно умение с ней обращаться. Важны навыки, которые позволяют детям учиться в течение всей жизни. В обучении ребенка должна присутствовать его собственная исследовательская деятельность, а для этого работу в классе следует строить таким образом, чтобы она способствовала формированию осознанного желания у детей узнавать, самостоятельно искать информацию, делать выводы, сравнивать различные точки зрения и формулировать вопросы. Что, конечно, не вписывается в привычную схему — учитель задает вопросы, а дети повторяют информацию в ответе на этот вопрос.
Элина Ламперт-Шепель: В российском образовании есть традиция, идущая еще от «Видов обобщения в обучении» Василия Васильевича Давыдова, различающая эмпирические и теоретические понятия, и вся традиционная школа построена в логике эмпирики — от частного к общему. Но есть и другой подход, когда дети учатся видеть понятийную базу как систему развивающихся понятий, что возможно только в исследовательской деятельности. Благодаря тому, что на занятиях Энн дети самостоятельно «выстраивают» глубинные связи между явлениями прошлого и настоящего, между повседневными фактами и историческими закономерностями, у них формируется иной тип мышления. Знание, приобретенное в самостоятельном исследовательском поиске, не улетучивается после сдачи теста (хотя тесты и экзамены дети успешно сдают), оно остается у ребенка.
В конце этого семинара мы дали детям возможность высказаться. Мало того, что, как оказалось, они в меньшей степени, чем учителя, сопротивляются внедрению новых методов, но, по их словам, им было проще усваивать информацию. Они узнавали новые факты, при этом постоянно чувствовали интерес к происходящему и были вовлечены в процесс. Среди первых вопросов, которые задали присутствовавшие на уроке учителя, был вопрос о том, поможет ли такое занятие сдать ЕГЭ? Но одна из учениц сказала: «Мы же не только ЕГЭ сдавать должны, мы учиться хотим».
— Каковы ваши впечатления от сотрудничества со слушателями программы и в целом от российских учителей?
Энн Эванс: Такой исследовательский урок достаточно сложно провести, но иногда еще сложнее его воспринять. Некоторые учителя, присутствовавшие на уроке, очевидно с трудом включались в этот процесс. Здесь мы сталкиваемся с нежеланием учителей отказываться от своей доминирующей позиции в классе, потому что я предлагаю учителю отказаться от установки, что он всегда прав, а дети ничего не знают и без указки не хотят учиться. Я уверена, что дети готовы к освоению исследовательских подходов в обучении, и в том числе готовы к той ответственности, которая стоит за этим обучением. А учителям надо суметь освоить новые знания, важно не только увидеть модель, но и попробовать осуществить ее на практике.
Что касается магистрантов этой программы, то я впечатлена их открытостью другим точкам зрения, и с уважением отношусь к их смелости работать с чем-то новым. Я уверена, что в той или иной степени изменения, которые происходят в них благодаря участию в программе, проявятся — если не сейчас, то через некоторое время.
— На ваш взгляд, насколько применим этот метод в российском образовании?
Энн Эванс: Исследовательский подход в обучении школьников может быть применим и применяется во всем мире, в том числе в России. Вовлечение детей в исследование предмета повышает качество усвоения информации и усиливается интерес к обучению. На мой взгляд, и это существенно, если мы не начнем менять процесс обучения сейчас, то это приведет к разрушительным последствиям в будущем, и сейчас я говорю не только о российском образовании. Традиционные подходы к обучению не позволяют выработать те навыки у школьников, которые им необходимы в дальнейшей жизни — в профессиональном обучении, при устройстве на работу, при смене карьерного пути. Интересно, что качество исполнения традиционных подходов к обучению также постепенно падает по мере взаимного снижения интереса к такому взаимодействию со стороны учащихся и учителей. Все это может привести и уже приводит к потере доверия к школе и снижению ожиданий от этого социального института.Энн Эванс
А применять, опробовать и оценивать исследовательский подход в обучении будут ваши студенты, их работа и станет показателем применимости данного метода. Лично мне кажется, что сегодня молодые российские учителя готовы к тому, чтобы работать в новой парадигме. Я не первый раз в России, я приезжала сюда в 1990-е годы на семинар, посвященный инновационным методом преподавания. За двадцать лет ваша страна сильно изменилась, для меня новая Россия замечательна, Москва похожа на любой европейский город: пробки, очень красивые и дорогие магазины, прекрасные гостиницы. Но я также вижу, что у вас очевиден разрыв между поколениями, он уже сейчас проявляется в растущем культурном разрыве между детьми и учителями, который ведет к тому, что они прекращают друг друга слышать и понимать, и в дальнейшем это скажется на развитии образования.
— Каков ваш прогноз относительно развития российского образования?
Элина Ламперт-Шепель: Как и везде, развитие бюджетной сферы зависит от финансирования, в России учителям в среднем по-прежнему мало платят, необходима серьезная система поддержки для выживания инноваций. Грустно, что институционализация инноваций, которая воплотилась в стандартах, на самом деле выхолостила их инновационное содержание. И по-прежнему в школах мы сталкиваемся проблемами учительского контроля, неумением школьников задать вопрос, неспособностью самостоятельно мыслить. Но все же мы работаем и надеемся, что совместными усилиями удастся создать сообщества, которые будут поддерживать инновационную деятельность педагогов, так как один учитель не в состоянии изменить устоявшуюся традицию. Российский учительский корпус еще богат талантливыми, хорошо образованными людьми, способными к глубокому мышлению.
Инновационное содержание образования — это всегда риск. Такие образовательные семинары, как этот, создают возможность профессиональной пробы нового содержания, а встреча с чем-то другим всегда ведет к рефлексии собственных профессиональных ценностей и оформлению своей образовательной позиции. Думаю, эти профессиональные компетенции необходимы нашим магистрантам как становящимся экспертам и разработчикам содержания образования.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»
В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал
На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.
Идеи Эдуарда Днепрова важны для современной школы, пусть даже не все из них удается реализовать
6 февраля исполняется год со дня смерти Эдуарда Днепрова — ординарного профессора ВШЭ, первого министра образования постсоветской России. Участники традиционного семинара Института образования ВШЭ, приуроченного к этой дате и проведенного в аудитории, названной именем Эдуарда Днепрова, обсуждали, какие его идеи удалось воплотить в жизнь, какие уроки проведенной им школьной реформы актуальны сегодня.
Измеряйте, доказывайте и управляйте образованием
Во всем многообразии магистерских программ, предлагаемых Вышкой, есть и такие, которые — на первый взгляд — похожи друг на друга. Но именно на первый взгляд. Поможем абитуриенту разобраться и понять, какая из программ ему больше подойдет. Начнем с магистерских программ по образованию.
Чтобы стать конкурентоспособными, ведущим вузам стоит объединять усилия
3 февраля в Высшей школе экономики состоялась встреча ректоров вузов-участников программы повышения международной конкурентоспособности «5/100». Обсуждались возможности преодоления финансовых, нормативных и прочих ограничений, а также перспективы сетевого взаимодействия.
Олимпиадникам утвердили проходной балл
Ректорское сообщество наконец согласовало новые правила поступления в вузы победителей и призеров олимпиад школьников. С 2014 года олимпиадники смогут претендовать на льготы при поступлении при наличии как минимум 65 баллов по результатам ЕГЭ по тому школьному предмету, который соответствует выбранной олимпиаде.
Многие рейтинги в образовании задают ложные ориентиры
24 декабря на заключительном в 2013 году семинаре Института образования ВШЭ обсуждались рейтинги и их роль в российском образовании. Эксперты пришли к выводу, что культура составления рейтингов в России пока оставляет желать много лучшего.
От вузовских олимпиад нельзя отказываться, но контроль за их качеством должен быть строже
2 декабря в Высшей школе экономики состоялась пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников. В ней приняли участие ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор ВШЭ Григорий Канторович.
«Новый закон «Об образовании» мне нравится»
16 апреля на семинаре Института образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Актуальные тенденции в образовательном праве и политике в Европе» выступил профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) Ян де Грооф.
«Казаться Европой, но не перестать быть Россией»
9 апреля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Конкурентоспособны ли российские университеты? Взгляд со стороны (по итогам реализации исследования Французского института международных отношений)» выступила Татьяна Кастуева-Жан, исследователь Центра Россия-СНГ Французского института международных отношений (IFRI).