«Благодаря этой программе формируется мировоззрение, восприятие бизнеса»
До 16 августа продолжается набор на магистерскую программу «Менеджмент в ритейле», которая готовит специалистов в сфере менеджмента продаж и обслуживания конечных потребителей. На программе 25 платных мест, 2 места для иностранцев, срок обучения – 2 года.
Ритейл XXI века
В обществе существует устойчивый стереотип о том, что ритейл – это всего лишь торговля через прилавок, отмечает академический руководитель магистерской программы Ольга Ойнер. На самом деле понятие ритейла намного шире, и этой отрасли нужны менеджеры, способные управлять большой экосистемой.
«Конечно, есть классические розничные магазины, но есть и банковский ритейл, и страховой ритейл. По сути, все, что связано с продажей продукта и обслуживанием конечного потребителя — это ритейл, — рассказывает она. — В ритейле занят каждый третий, это действительно основа экономики. И в такой огромной сфере сейчас происходят изменения. Что вчера казалось фантастикой, сегодня входит в обыденную жизнь покупателя и перестраивает работу продавца. Продажи переходят в онлайн, создаются бизнес-платформы, внедряются технологии виртуальной и дополненной реальности».
Четыре особенности «Менеджмента в ритейле»
По оценке Ольги Ойнер, у программы есть четыре содержательных особенности.
- Современный ритейл рассматривается здесь как системный интегратор различных бизнесов (производителей; поставщиков, логистических компаний).
- Студенты получают знания и навыки для работы в цифровом мире — с большими данными, многоканальными логистическими и коммуникационными системами, а также комплексно изучают проблемы управления в электронной коммерции.
- Студенты развивают soft skills — критическое мышление, дизайн-мышление, эмоциональный интеллект и прочее, а также ценностные и культурные установки, важные для работы в современном ритейле как сфере экономики впечатлений.
- Фундаментальная подготовка сочетается с овладением практическими навыками и алгоритмами работы менеджера. После того, как преподавателем Вышки прочитан базовый курс по той или иной теме, со студентами в рамках той же темы работает специалист или руководитель-практик из компании в сфере ритейла. В числе партнеров программы - Nielsen, X5 retail group, «Ашан», «Леруа Мерлен», Lamoda, Яндекс.
В этом году по итогам студенческого голосования были признаны лучшими восемь преподавателей программы «Менеджмент в ритейле» — пять теоретиков и три практика, представляющие ведущие российские компании: Петр Асратян из Яндекса, Андрей Полончук из «Связного» и Максим Тверской, генеральный директор ООО «Кенгуру». С учетом того, что голосование проводится в масштабах всего университета и высокий статус получают порядка 10-15% преподавателей, восемь лучших для одной программы – отличный показатель.
Связи с бизнесом
Почти все студенты программы во время учебы работают: режим занятий – ежедневно по вечерам – это позволяет, причем, по утверждению Ольги Ойнер, занятия стараются не пропускать.
Работают в основном на предприятиях ритейла. Среди студентов и выпускников есть как сотрудники крупных российских и международных корпораций («Ашан», «Рольф», «Леруа Мерлен» и проч.), так и, например, компании, которая организует розничную торговлю цветами в Москве.
Один из учебных проектов будущих магистров, рассчитанный на полгода, был выполнен для компании «Ашан» в рамках «Стратегии в менеджменте: Бизнес-стратегии в ритейле». Студенты проанализировали, какие игрушки представлены в гипермаркетах сети, провели опросы детей и их родителей у полок магазинов, онлайн и в фокус-группах, разработали стратегию роста продаж игрушек офлайн и онлайн. Представители ритейлера высоко оценили работу студентов, предложив поучаствовать во внедрении разработанных ими рекомендаций.
Аналогичный проект, связанный с разработкой комплексных рекомендаций, магистры также реализовали для торговой сети "Зельгрос" в рамках "Международный ритейл". Его защита состоялась на английском языке в офисе компании перед генеральном директором и директором по экономике.
3 категории слушателей
Двухлетний опыт реализации программы показал, что ее выбирают три категории слушателей.
Во-первых, это молодые люди в возрасте 23-24 года, окончившие бакалавриат, с небольшим опытом работы или вообще без опыта. Именно такие студенты составляют значительную часть контингента программы, и в этом ее отличие от программ МВА или ряда других вышкинских магистратур.
Во-вторых, это люди с опытом работы в ритейле на начальных управленческих должностях. Средний возраст таких студентов – около 28 лет, а бакалаврское образование имеет отдаленное отношение и к менеджменту, и к ритейлу. Однако торговля для них – призвание, и диплом магистра необходим для перехода в среднее управленческое звено – например, на должность коммерческого директора предприятия ритейла.
В-третьих, это те, кто до последнего сомневался, какую именно управленческую или социально-гуманитарную магистратуру выбрать, но в итоге отдал предпочтение ритейлу, сочтя его самым перспективным вариантом.
Для всех трех категорий абитуриентов важны знания, применимые на практике, диплом ведущего вуза и знакомства в среде коллег. Все выпускники программы могут работать в любой отрасли, связанной с продажами и обслуживанием конечного потребителя.
Алексей Потапов, выпускник программы «Менеджмент в ритейле» 2019 года:
Первое высшее образование я получил 10 лет назад – окончил Самарский государственный экономический университет по специальности «Информатика в экономике». Работал в «Билайн», NetByNet, руководил проектами, занимался аналитикой, в одной небольшой компании возглавлял отдел информационной безопасности. Решил поступить в магистратуру, причем именно в Вышке – этот вуз дает самое современное и востребованное на рынке образование. Выбрал программу «Менеджмент в ритейле», потому что заинтересовался новой для меня специализацией. К тому же занятия проходят по вечерам, и я смог совмещать их с работой. Вступительным испытанием стал разбор кейса – я писал о том, стоит ли вводить в розничной сети «Магнит» карты лояльности.
Связь программы с реальностью превзошла ожидания. Преподаватели были как академические, так и приглашенные из бизнеса, и среди них даже владельцы розничных сетей. Например, основатель сети «Подружка» Дмитрий Тамурка делился информацией, которую не найти в интернете или в учебниках. Владелец «Кенгуру» Максим Тверской рассказывал, как его компания развивалась с 1990-х годов, как менялись ее приоритеты. Профессор Вышки Игорь Липсиц* с удивительным юмором, в подробностях, со знанием дела рассказывал о разных бизнесах.
Учеба дала хороший синергетический эффект. К моим знаниям и опыту в сфере информационных технологий добавились знания и опыт в области менеджмента в целом и менеджмента в ритейле в частности. Вместе со мной учились выпускники бакалавриата по социологии, психологии, коммуникациям и другим направлениям. Было немало примеров, когда однокурсники помогали друг другу в трудоустройстве или же их приглашали на работу практики из бизнеса, читавшие у нас лекции.
@Высшая школа экономики
Илья Аноприенко, студент первого курса программы «Менеджмент в ритейле»:
Бакалаврское образование я получил в Вышке – окончил образовательную программу «Менеджмент» на факультете бизнеса и менеджмента. Дальше возник вопрос, в какую магистратуру поступать. Программу «Менеджмент в ритейле» я выбрал благодаря Александру Лебедеву – он вел у нас маркетинг и, когда курс завершался, рассказал, что занимается организацией этой магистерской программы. Я не ошибся с выбором: ритейл – интересное «сужение» бакалаврской специализации менеджмента.
Среди преподавателей – огромное количество практиков, которых не хватало в бакалавриате. Они знают, о чем говорят, и все вопросы рассматривают через призму прикладных знаний и навыков. При этом программа – не только про ритейл, но и в целом про бизнес, то есть намного глубже и интереснее. Много внимания уделяется электронной коммерции, приходят и рассказывают важное люди из сферы IT, из Рамблера, Яндекса. Еще мы изучали зарубежный опыт – ездили в Манчестер на стажировку. Очень круто: новые знания, впечатления, многое узнали о ритейле за границей, улучшили английский.
Поступая на программу, я не знал, кто там будет учиться. Ожидал, что те же ребята, что и в бакалавриате Вышки. Но студенты разные – кто-то окончил топовые московские вузы, кто-то приехал из глубинки. Студенты ходят по собеседованиям, меняют места работы, и у всех формируется представление о рынке труда. На младших курсах бакалавриата такого не было – все погружались в учебу.
Параллельно с учебой я работаю в ИТ-компании, занимаюсь проджект-менеджментом, развиваю отношения с партнерами, продвигаю платформу для создания сайтов. Благодаря этой программе формируется мировоззрение, восприятие бизнеса с акцентом на российский ритейл. Стоит ли связывать будущее исключительно с ритейлом, пока не решил – знаний нам дают много, а как я их буду использовать, зависит от обстоятельств. Но уверен, чем бы я ни занимался – собственным бизнесом или работой на крупную компанию, – всегда найду применение полученным компетенциям.
@фото из личного архива
* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.
Лебедев Александр Валерьевич
Со-руководитель программы
Ойнер Ольга Константиновна
Академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в ритейле»
Потапов Алексей Вениаминович
Аналитик факультета бизнеса и менеджмента
Вам также может быть интересно:
«Ритейл открывает новые карьерные возможности для совершенно разных профессий»
Продолжается прием документов на магистерскую программу «Менеджмент в ритейле». Мастер-классы на ней ведут представители крупнейших российских компаний. Специально для абитуриентов Вышки на три главных вопроса о современном ритейле отвечают генеральный директор сети гипермаркетов «Карусель» Максим Гацуц и эксперт в сфере ритейла Ольга Ошерова.
«Менеджеры хотят видеть наших студентов в своих компаниях»
До 16 августа продолжается прием документов на магистерскую программу «Менеджмент в ритейле». О том, как учеба на ней связана с реальной деятельностью компаний, и о том, что нового ждет студентов в 2018 году, рассказывает академический руководитель программы Ольга Ойнер.