Бизнес-психология позволяет посмотреть на компанию по-новому
Люди — самый ценный ресурс в бизнесе. Но они же могут стать и самым слабым звеном компании, если не уделять им достаточно внимания. Правильно работать с сотрудниками учат на программе «Психология в бизнесе». Во время учебы студенты решают реальные задачи, с которыми они столкнулись на своей работе.
Почему важно помнить о людях
Студентами программы являются далеко не только психологи по образованию. Большую часть составляют юристы, экономисты, менеджеры, которым нужно «подобрать ключи» к персоналу для повышения эффективности работы всей компании. А для этого им порой необходимо перестроить свой образ мышления — этому тоже учат на программе.
«Экономисты часто думают в категориях "затраты-выпуск" и забывают про живых людей, которые уж точно не "затраты" — как минимум, капитал, а вообще-то это уникальные личности, заслуживающие внимания, уважения и крайне бережного обращения, — говорит Оксана Рудаева, выпускница программы 2016 года. — Вроде это должно быть очевидным, но на самом деле не так-то легко осознается по-настоящему — так, чтобы это стало привычкой, вошло в повседневность».
«Мы готовим профессионалов, способных решать комплексные задачи, — в свою очередь, подчеркивают руководители программы. — Бизнес-психологи обладают более широким взглядом на бизнес, чем специалисты узкой направленности. Они способны относиться к управлению бизнесом с различных позиций и учитывать роль человеческого фактора на каждом этапе достижения самых амбициозных целей компаний».
Почему надо не сидеть на месте
Программа предлагает множество форматов обучения, к которым также относится участие в конференциях и проектных летних школах. А в минувшем учебном году к ним добавились и профессиональные экскурсии. Они нужны прежде всего для того, чтобы познакомиться с опытом работы коллег в реальных условиях.
«Хозяйкой» одной из таких экскурсий, проходивших в Ярославле, стала выпускница программы Анна Торопова, она руководит направлением HR в одной из ведущих российских IT-компаний, занимающихся системами электронного документооборота. Задачей Анны было сделать среду и условия работы сотрудников фирмы максимально комфортными и плодотворными.
Проводя экскурсию по головному офису, Анна рассказала, что за каждой картиной, каждым элементом интерьера и расположением зон стоит тщательная и кропотливая работа по исследованиям предпочтений сотрудников. Для оформления переговорных выбирались образы, стимулирующие к работе, вызывающие положительные эмоции именно у сотрудников-программистов, ведь они являются главной ресурсной ценностью компании. Все эти решения вместе формируют HR-бренд компании.
Почему учеба помогает работе
Учась на программе, студенты работают над прикладными проектами, направленными на решение стоящих перед бизнесом задач. Это может быть привлечение высокопрофессиональных кадров, развитие креативности персонала, внедрение новых форм обучения, адаптация новых сотрудников, снижение уровня неэтичного поведения в организациях и многое другое.
HR-бренд своей компании Анна Торопова разрабатывала как раз во время учебы на программе «Психология в бизнесе». Она подготовила ряд гипотез и проверила их, проведя серию опросов в подразделениях своей компании. Оказалось, что уровень лояльности сотрудников в подразделениях компании, в которых проводились мероприятия по формированию HR-бренда, оказался выше, чем у сотрудников подразделений, в которых подобные мероприятия не проводились. В большей степени лояльность повысилась за счет роста удовлетворенности условиями работы и возможностями личного и карьерного развития.
Почему важно изучать возможности своей программы
Ильмира Искакова из Казахстана в своей магистерской диссертации заинтересовалась проблемой профессиональной идентичности бизнес-психологов. Если сначала она пришла на программу, чтобы освоить новые технологии работы с клиентами, то уже через полгода поняла, что получает и нечто большее, связанное с ее собственным мироощущением, профессиональным переосмыслением.
Формированию профессиональной идентичности, анализу профессии бизнес-психолога и его роли в решении проблем бизнеса способствуют дисциплины и мероприятия, специально включенные для этой цели в структуру программы. На это, в частности, направлен курс «Психология бизнеса», а также различные мастер-классы и практики российских и зарубежных бизнес-психологов. Опрос, проведенный Ильмирой Искаковой среди других студентов программы, показал, что именно эти элементы профессионального обучения получили максимальную оценку у студентов.
Почему браться за исследования — полезно
Магистерская диссертация другой выпускницы программы Ольги Тянгаевой называлась «Взаимодополнение эксплицитных и имплицитных методик диагностики неэтичного поведения». «Программа дала мне новую роль — исследователя, — говорит Ольга Тянгаева. — Поначалу я не думала, что с ней справлюсь. Но все получилось, и я этому очень рада».
Ольга профессиональный юрист, которому приходилось разбирать множество кейсов, связанных с неэтичным поведением сотрудников, которые порой очень дорого стоили компаниям. В рамках своей диссертации Ольга разработала тест, который «распознает» склонность сотрудников к неэтичному поведению. В основе — комбинация кейсового сценария и имплицитного тестирования. Тест выявляет, с одной стороны, насколько сотрудник демонстрирует желательное поведение, с другой — насколько он внутренне готов совершить неэтичный поступок, если ему представится такой случай. Работа Ольги сейчас готовится к публикации в научном журнале.
Еще одно интересное исследование подготовила Камила Бикметова, экономист из Уфы и директор подразделения в строительной компании. В своей диссертации она выясняла, как люди с разными типами социальной идентичности ведут себя в ситуации конфликта. Она проверяла гипотезу о том, что профессионалы (люди с профессиональной идентичностью) будут более бережно относиться к другим и вести себя менее конфликтно. Но оказалось, что это не так.
Результаты ее исследования показали, что люди с профессионально-деловой идентичностью чаще выбирают активные стратегии поведения в конфликте — соперничество или сотрудничество, а не пытаются избежать конфликта или просто приспособиться к обстоятельствам. Таким образом можно сделать вывод, что социальная идентичность влияет на восприятие ситуации в конфликте и выбор стратегии поведения.
Почему поступать на программу нужно именно сейчас
По словам выпускницы Полины Костылевой, обучение на программе «Психология в бизнесе» можно сравнить с полетом на реактивном лайнере: сели в самолет в одном месте, стремительно летели два года и вышли в совершенно новом месте, обладая новыми профессиональными качествами и навыками. Они особенно пригодятся в нынешней экономической ситуации, когда компаниям нужно значительно повышать эффективность своей работы — а начинается всё на уровне работы с персоналом.
Кроме того, в новом учебном году у студентов программы «Психология в бизнесе» будет возможность не только выезжать на профессиональные экскурсии, но и получить дополнительное профессиональное образование в Биркбек-колледже Лондонского университета. Студентам Вышки там будут предоставлены специальные условия обучения и скидки.
Прием документов на программу продолжается до 19 августа (включительно).
Вам также может быть интересно:
10 причин, по которым нужно поступать на программу «Психология в бизнесе»
Программа двойных дипломов, полезные контакты, беспроблемное трудоустройство и никаких унылых лекций — все это магистерская программа «Психология в бизнесе».
«Одно из применений знаний хорошего психолога — жизнь»
Психология в наши дни имеет очень конкретное приложение в бизнесе: ни одна крупная компания в мире не обходится без штата профессиональных психологов. Ксения Бабат, старший HR-менеджер компании «Puma», рассказала, кто такой «бизнес-психолог, как еще студентом начать выстраивать стратегию профессионального успеха и зачем она в выходные и в обеденный перерыв проводит коуч-сессии.
«Задача бизнес-психолога — повысить эффективность работы компании»
Хороший бизнес-психолог умеет не только проводить тренинги, но и работать со стратегическими целями бизнеса. Как повысить эффективность работы организации? Где найти резервы для личностного развития сотрудников? Как по-новому взглянуть на старую проблему? Всему этому учатся студенты магистерской программы «Психология в бизнесе». Кроме того, уже в процессе учебы они получают возможность решать реальные задачи, стоящие перед компаниями.